ГИБДД узнает каждого водителя в лицо

Почему автомобилистам могут скоро не понадобиться права

Инспекторы смогут по фотографии определять личность водителя и получить информацию о его документах из электронной базы Госавтоинспекции. По крайней мере, таким проверки документов на дорогах в будущем видит глава ГИБДД Михаил Черников. Наступит ли это высокотехнологичное будущее? Разбирались Мария Погребняк и Сергей Гусев.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Права, полис ОСАГО, свидетельство о регистрации машины — все это скоро можно будет не брать с собой в поездку. По крайней мере, так считают в ГИБДД, где собираются внедрить новые цифровые системы, позволяющие окончательно избавиться от бумажных документов. Переход на электронные страховые полисы был лишь началом — за ними в «цифру» переводят ПТС. Далее Госавтоинспекция планировала записывать цифровые копии этих документов в чипы на водительских правах. Следующий шаг — приложение для смартфона со всей информацией, нужной инспектору при проверке. Теперь в ГИБДД довели идею до логического завершения: водителю достаточно подставить инспектору лицо, он сфотографирует его на специальный планшет и тут же получит все сведения о документах.

Как штрафами ГИБДД займется искусственный интеллект

Смотреть

Теоретически технологии распознавания лиц позволяют создать такую систему, но на практике это едва ли получится сделать, рассказал «Коммерсантъ FM» генеральный директор компании Intems Алексей Титов: «Дело не только в технологиях. Если, например, они собираются ориентироваться на базу данных, которая создается в процессе выдачи водительских прав, то это гигантская база данных, у нас под 50 млн, наверное, людей, которые получили права. То есть подъезжает человек, его фотографируют, и система по очереди производит сравнение каждого из всех 50 млн в базе данных. Это очень приличное время на обработку. Еще один момент: я недавно получал права, меня сфотографировали на “вэбку” в абсолютно обычных условиях. Человека могут остановить ночью и снять, соответственно, качество распознавания будет падать. Есть еще один момент: из тысячи новорожденных 13 — это близнецы, и система распознавания лиц на текущем ее технологическом уровне с близнецами не справится. Как эту проблему решать, в принципе, непонятно».

Пока вопросов к идее довольно много: система распознавания водителей по фото — это дорого. И непонятно, кому это нужно. Удобнее это не станет ни водителям, ни самим инспекторам. Так считает главный эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей Александр Лыткин: «Простите, за чей счет банкет? Это стоит недешево, и, мало того, это деньги налогоплательщиков. Давайте определимся, для чего это нужно? Во-первых, я не думаю, что это реально улучшит жизнь водителей. Во-вторых, где должны находиться планшеты у инспектора ДПС?

Он и так с пистолетом, планшеткой, жезлом, свистком, бронежилетом в определенных случаях. Куда он еще и планшет денет?

А на улице у нас снег, дождь, мороз. Очень большие сомнения, что эти гаджеты будут работать в таких условиях. Госавтоинспекция берет на себя такой геморрой, непонятно, зачем. У нас есть Международная конвенция, которая говорит, что водитель должен иметь при себе водительское удостоверение».

Несмотря на очевидные сложности и не столь очевидную необходимость цифровизации проверок на дорогах, Госавтоинспекция уже закупила почти 22 тыс. планшетов. Распознаванием лиц водителей занимаются в нескольких регионах в порядке эксперимента.

В ГИБДД признают, что полным набором данных о водителях пока не обладают. Например, у ведомства нет доступа к информации о медицинских противопоказаниях к вождению или учете в наркологических диспансерах. Госавтоинспекция уже несколько лет пытается договориться с Минздравом о таком доступе.

Вся лента