По рельсам в обход и по прямой

Инфраструктура

Какие железнодорожные проекты планируется реализовать на Кубани в ближайшем будущем

Дмитрий Михеенко

Сейчас через Краснодар проходит основная масса транзитных грузов, направляемых в Новороссийск

Фото: Иван Шаповалов, Коммерсантъ

Станция Краснодар Северо-Кавказской железной дороги — это и узловой пересадочный пункт на черноморские курорты и северокавказские здравницы, и форпост для грузов со всей России, следующих к портам Азово-Черноморского бассейна. Железнодорожные ветки делят город на несколько частей, становясь причиной пробок и отсутствия единого городского пространства, именно поэтому власти города и края первоочередным шагом для развития железнодорожной инфраструктуры региона видят вынос основных мощностей РЖД за город. Уже пущен в тестовом режиме обход Краснодара, по которому грузовые составы, направляющиеся к портам, минуют мегаполис. На очереди ликвидация железнодорожной ветки, ведущей мимо вокзала Краснодар-II. Помимо этих проектов, сроки реализации которых, кажется, маячат в ближайшем будущем, РЖД не отказывается от планов построить на территории Краснодарского края высокоскоростные магистрали, по которым путь от столицы региона до Москвы составит всего пять с половиной часов, а также связать наконец-то железной дорогой материковую Россию с Республикой Крым. В какой стадии сейчас реализация этих проектов, разбирался корреспондент „ЭР”.

Груз переложат на обход

В комплексном Плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденном председателем правительства России Дмитрием Медведевым 30 сентября этого года (опубликован на официальном сайте кабмина РФ), перед РЖД поставлена задача увеличить пропускную способность железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна до 125,1 млн тонн. Одним из инфраструктурных решений, способствующих достижению этого планового показателя, стало открытие 23 ноября рабочего движения поездов по железнодорожному обходу Краснодара. Кроме того, как рассказали в РЖД, новая ветка призвана улучшить транспортную ситуацию в Краснодаре, так как транзитный грузопоток теперь будет выведен с линии, идущей через краевой центр и Тимашевск, на участок Тимашевская—Крымская. Рабочее движение позволяет доставлять строительные грузы и выполнять работы по обустройству верхнего строения пути с использованием специализированной железнодорожной техники.

«Строительство железнодорожного обхода Краснодара является частью проекта развития и обновления железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, который предусматривает комплексную реконструкцию участка Максим Горький (локомотивное депо в Волгограде.— „ЭР”)—Котельниково—Тихорецкая—Крымская. Его реализация позволит увеличить пропускную способность в направлении портов Юга России, обеспечив перевозку грузов в объеме, который, по оценкам Института экономики развития транспорта, может достигнуть более 125 млн тонн в год»,— рассказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» по строительству Олег Тони.

Запуск обхода Краснодарского железнодорожного узла открывает новые возможности для транспортного развития краевого центра и позволит перенаправить более 50 % грузовых составов

Отметим, что в 2012 году на заседании научно-технического совета ОАО «РЖД» по вопросу развития железнодорожной инфраструктуры транспортного узла Новороссийск и Таманского полуострова объем перспективных грузопотоков с участием железнодорожного транспорта в сообщении с портами региона оценивался в размере до 118 млн тонн к 2020 году, с ростом более чем в два раза к уровню 2011 года.

В РЖД уточняют, что активная фаза строительства обхода Краснодарского железнодорожного узла началась в 2017 году. В ходе реализации проекта была построена новая железнодорожная линия протяженностью 65 км от станции Козырьки до станции Гречаная, проходящая по территории Кореновского, Тимашевского и Калининского районов Краснодарского края. На этом участке появились новые станции Кирпили и Бейсужек.

Проектом предусмотрены также пересечения автомобильной и железной дорог на разных уровнях, включая путепроводы для сельхозтехники. Стоимость проекта составляет более 36 млрд руб. Финансирование осуществляется из средств федерального бюджета и собственных средств ОАО «РЖД».

Летом этого года губернатор Краснодарского края, инспектируя строительство железнодорожного обхода кубанской столицы, отметил, что сейчас через краевой центр проходит основная масса транзитных грузов, направляемых в Новороссийск. Кроме того, по его словам, после открытия автомобильной части Крымского моста трафик между полуостровом и Кубанью вырос на 35–40 %. «Запуск обхода Краснодарского железнодорожного узла открывает новые возможности для транспортного развития краевого центра и позволит перенаправить более 50 % грузовых составов»,— подчеркнул глава региона. В администрации Кубани добавляют, что Краснодарский обход — это двухпутная электрифицированная железнодорожная линия с двумя разъездами. Его проектирование началось еще в 2013 году, а строительство — в 2017-м.

Как недавно заявил министр транспорта РФ Евгений Дитрих в рамках «открытого диалога» в Совете Федерации, реконструкция ближних и дальних подходов к российским портам Азово-Черноморского бассейна будет осуществляться за счет собственных средств ОАО «РЖД» без привлечения денег из федерального бюджета.

Из Краснодара вынесут пути

Еще один глобальный проект по освобождению Краснодара от поездов — перспективное закрытие железнодорожной ветки от Солнечной улицы до вокзала Краснодар-I. Железная дорога разрезает центр города на две части, над ней проходят всего три автомобильных путепровода (на Офицерской, Садовой и Северной улицах), при этом железнодорожные пути имеют низкую загруженность, так как используется альтернативный объезд. Городские власти считают, что будет логично освободить центр кубанской столицы от громоздкой железнодорожной инфраструктуры.

В феврале этого года на инвестиционном форуме в Сочи мэр Краснодара Евгений Первышов и генеральный директор ЗАО «Отраслевой центр внедрения» (ОЦВ, дочерняя компания РЖД) Юрий Тыртышов подписали соглашение, которое предусматривает вынос из города железнодорожной ветки от станции Компрессорная до станции Краснодар-I. Пути протяженностью 7–10 км планируется демонтировать, а на освобожденной площади построить транспортно-инженерные коммуникации (например, скоростной трамвай), здания общественно-делового, производственного и жилищного назначения. «Реализация проекта потребует десятка миллиардов рублей. При оперативном решении всех поставленных задач и согласований реализация проекта займет порядка трех лет»,— сообщили тогда в ОЦВ.

На Крымский полуостров после завершения строительства железнодорожного моста будут ходить пассажирские поезда из 11 городов России

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

Поезда, которые сейчас ходят по этой ветке через железнодорожный вокзал Краснодар-II (в том числе электропоезда до станций Староминская и Тимашевская, а также «Ласточка» до Ростова-на-Дону), должны пустить по модернизированному железнодорожному участку от Витаминкомбината в обход города по юго-восточному направлению до примыкания к ветке Тихорецкого направления, ведущей к станции Краснодар-I. «На сегодняшний день это однопутная железная дорога, что вынуждает РЖД активно пользоваться веткой, идущей через центр Краснодара. В дополнение к существующему пути предусмотрено проложить еще два и перенаправить сюда пассажирские составы. Таким образом освободится порядка 70 га земель, по которым мы совместно с администрацией города и края сможем выбрать наиболее эффективный способ их дальнейшего использования»,— рассказал господин Тыртышов. Как ранее заявлял господин Первышов, ликвидации ветки будет также способствовать открытие грузового обхода Краснодара, что позволит увести почти 100 % грузового транспорта, проходящего транзитом через кубанскую столицу. «Можно там и скоростной трамвай разместить, и движение автомобильного транспорта. Проработка еще ведется. Станция Краснодар-II выйдет из использования РЖД. Там не будет сортировки»,— сообщил мэр.

На высоких скоростях

В сентябре этого года на совещании по вопросам формирования Стратегии пространственного развития России до 2025 года, прошедшем в Москве при участии представителей администрации Краснодарского края, Кубань включили в состав Южного макрорегиона, по территории которого пройдут две высокоскоростные железнодорожные магистрали (ВСМ). Какие именно ВСМ планируется построить на территории Кубани, не уточняется, однако, согласно «Программе развития скоростного и высокоскоростного движения на сети железных дорог ОАО "РЖД" на перспективу до 2020 года», опубликованной на официальном сайте РЖД в 2015 году, через Краснодарский край должна пройти одна из трех ВСМ первой очереди Москва—Ростов-на-Дону—Адлер, протяженностью 1540 км. В РЖД уточняют, что под высокоскоростной магистралью имеется в виду новая (не модернизированная существующая) специализированная железнодорожная линия, предназначенная для поездов со скоростями движения 200–400 км/ч. В документе прописано, что участок ВСМ-3 Ростов—Краснодар—Адлер должен быть построен в 2021–2025 годах. После 2030 года в планах строительство высокоскоростной магистрали от Краснодара на Юровский (ж/д-станция на линии Крымская—порт Кавказ) с ответвлениями на Анапу и Новороссийск и далее в Крым. «На направлении Москва—Краснодар перспективный тариф в следовании на высокоскоростном или скоростном поезде будет ниже, чем средневзвешенный на существующих видах транспорта. Это связано с высокой долей существующего пассажиропотока в воздушном сообщении на таких дальних по расстоянию корреспонденциях»,— говорится в программе. Планируется, что на поездах по ВСМ добраться из Москвы до Краснодара можно будет всего за 5 часов 35 минут (сейчас от 19 часов и дольше).

«Эффекты от реализации проекта ВСМ-3 будут усилены за счет реализации других железнодорожных проектов в регионе. В частности, ускорение движения на участке Краснодар—Крымская за счет сооружения грузового обхода Краснодара, а также перспективный мостовой переход через Керченский пролив создадут инфраструктуру, по которой могут быть организованы скоростные маршруты из Москвы и других городов через Краснодар по ВСМ-3: в Крым, в Анапу (целевое время в пути от Краснодара — 2 часа), в Новороссийск (целевое время в пути от Краснодара — 2:20)»,— говорится в тексте программы. Строительство двухпутейной ВСМ-3 от Москвы до Адлера в реалиях 2015 года оценивалось в 372,8 млрд руб., бюджетный эффект от реализации проекта рассчитывался в сумме 602,1 млрд руб.

В ноябре этого года строители уже завершили сооружение опор железнодорожной части Керченского моста, а завершение пролетов на суше и в море планируется в первом квартале 2019 года

Летом этого года глава Чечни Рамзан Кадыров обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой включить в стратегию пространственного развития страны до 2025 года новую Транскавказскую ВСМ от Краснодара до Грозного. В обращении он сообщил, что РЖД планирует строительство выделенной высокоскоростной линии Центр—Юг (Москва—Адлер), а также Ставрополь—Невинномысск—Минеральные Воды, а вот столицу Чечни этот проект никак, по его словам, не затрагивает. Господин Кадыров предложил в качестве первого этапа ВСМ Центр—Юг построить участок Ростов-на-Дону—Краснодар и отдельно к нему уже — Краснодар—Грозный через Майкоп, Черкесск, Минводы, Нальчик и Владикавказ. Президент поручил главе Минэкономики Максиму Орешкину и министру транспорта Евгению Дитриху рассмотреть возможность включения проекта в программу. В перспективе ВСМ должна пройти от Краснодара через Грозный до Махачкалы.

Однако в опубликованном в конце сентября Плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года высокоскоростной магистрали до столицы Чечни не появилось. Как, впрочем, не очень активно чиновники РЖД вспоминают и про ВСМ от Москвы до Адлера, откладывая ее реализацию на перспективу, сосредоточившись пока на первой планируемой к запуску высокоскоростной магистрали от Москвы до Казани (далее — до Екатеринбурга).

По железной дороге в Крым

В дека­бре 2019 года планируется открыть полноценное движение поездов по Крымскому мосту. Как сообщили в пресс-службе агентства «Крымский мост», в середине ноября этого года строители уже завершили работы по сооружению опор железнодорожной части моста, а завершение установки пролетов на суше и в море планируется в первом квартале 2019 года. Осенью следующего года на мосту планируется завершить устройство верхнего строения пути. «Железнодорожная часть Крымского моста отвечает требованиям II категории железнодорожных линий и включает два пути. По расчетным данным, пассажирские поезда смогут развивать здесь скорость до 120 км/ч. Скорость грузовых поездов — до 80 км/ч. Железная дорога рассчитана на пропуск составов весом до 7100 тонн»,— сообщают в агентстве.

Летом этого года гендиректор ФГУП «Крымская железная дорога» Алексей Гладилин рассказал ТАСС, что на Крымский полуостров после завершения строительства ж/д-моста будут ходить пассажирские поезда из 11 городов России. Уже в первый год через Керченский пролив, согласно прогнозам, в обе стороны проедут 6 млн человек. В настоящее время в Крыму осуществляется только пригородное сообщение, на котором курсирует 53 поезда, однако, по словам господина Гладилина, уже согласован график движения на десять пар пассажирских поездов, которые будут обращаться между Евпаторией, Симферополем, Севастополем, Феодосией с Москвой, Санкт-Петербургом, Мурманском, Екатеринбургом, Казанью, Ростовом-на-Дону, Воркутой, Архангельском, Челябинском, Пермью и Новосибирском. По словам чиновника, согласовано расписание по 17 направлениям, однако не все поезда будут ежедневными. «Прорабатывается вопрос обеспечения финансирования приобретения парка пассажирских вагонов и тяги под обеспечение этого движения»,— сообщил собеседник агентства.

По словам главы Минтранса РФ Евгения Дитриха, в 2018 году будет закуплено 65 двухэтажных пассажирских вагонов, и первые составы в два яруса начнут курсировать на южном направлении. «Нам бы хотелось, когда будет открыто железнодорожное сообщение с Республикой Крым, задействовать их в первую очередь на этом направлении»,— подчеркнул господин Дитрих в своем обращении к Федеральному Собранию. В то же время министр отметил проблему с электрификацией железных дорог в Крыму. По его словам, в Минтрансе рассматривается несколько проектов, в том числе проекты по электрификации линии, но это очень дорогостоящие проекты, поэтому вполне возможно, что власти в будущем заменят электротягу на подходе к Крымскому мосту или сразу после него на тепловоз. «Он будет новый, современный, хороший, и будем таскать дальние поезда именно тепловозом. А пригородное движение обеспечим тоже такими специальными дизель-электрическими электричками»,— рассказал Евгений Дитрих.

Что касается железнодорожного сообщения городов Краснодарского края с городами Крымского полуострова, то пока никаких официальных заявлений по этому поводу сделано не было. Власти Кубани не исключают, что в случае открытия Крымского моста возможно пустить «Ласточку» из краевого центра, например, в Симферополь, но пока это только на уровне разговоров. Сейчас же в Крым с помощью железнодорожного транспорта можно доехать, воспользовавшись услугой «Единого билета». Его, по информации РЖД, можно оформить в период курортного сезона на сайте и в кассах «дочки» РЖД АО «ФПК» (Федеральная пассажирская компания). На поезде жители России могут проследовать до станции Анапа или Краснодар-I, а далее автобус везет туристов до Судака, Феодосии, Симферополя, Ялты, Севастополя, Евпатории и Керчи. Все рейсы состыкованы по времени отправления. Организована также служба поддержки пассажиров с багажом при пересадке. Аналогичная услуга действует в аэропорте Анапа. Помимо Крыма, с железнодорожного вокзала, а также аэропорта Сочи «Единым билетом» можно добраться до городов Абхазии.

Вся лента