Цена вопроса

Алексей Васясин — о перспективах сериалов на киноэкране

В то время как профессиональная индустрия все пристальнее смотрит в сторону стриминговых сервисов, таких как Netflix, Hulu и Amazon, предоставляя возможность пользователям легально потреблять контент дома, в России решились на смелый ход с запуском в кинотеатрах традиционно телевизионного формата — сериала. «Гоголь» был одним из самых дорогих продуктов, которые создавались для российского телевидения. Бюджет одной серии составлял около 30 млн руб., поэтому окупить восемь серий показами на ТВ было практически нереально. Продюсеры с самого начала подчеркивали, что релиз сериала в кинотеатрах не маркетинговая задумка, а необходимость. В итоге результат превзошел все ожидания: сборы трех частей превысили 1 млрд руб., многократно окупив вложения.

Фото: Из личного архива

Успех «Гоголя» открыл дорогу на российский кинотеатральный рынок для формата «сериал на киноэкране». На рынке достаточно игроков, которые умеют на регулярной основе создавать качественный продукт для телевидения и теперь готовы перенести этот опыт в область кино. Это хорошо и для кинолюбителей, которые получат больше разнообразного контента, и для кинотеатров.

Еще относительно недавно казалось, что структура потребления киноконтента окончательно сформировалась. В кино с его техническими возможностями, с экранами IMAX люди в первую очередь приходят смотреть блокбастеры, главное место в которых занимает не сюжет, а зрелищные спецэффекты. Телевидение же заняло нишу рассказчика историй, и одним из наиболее удобных форматов для этого оказались сериалы.

Но затем ситуация изменилась. Приход инвестиций позволил производителям телесериалов создавать картинку, способную конкурировать с продуктом для кинопоказа. Классический пример — «Игра престолов», которую канал HBO также решился выпустить в кинотеатрах в формате IMAX. Оставалось ответить на вопрос: готов ли зритель вернуться для просмотра сюжетных фильмов в кинозал или ему комфортнее продолжать это делать на меньших экранах, от домашнего телевизора до мобильного телефона.

Наверное, главная ценность «Гоголя» для отрасли заключается именно в ответе на этот вопрос. Кинотеатральный рынок получил подтвержденный и понятный вектор развития. Насколько успешным он станет при массовом производстве, пока говорить сложно. Мы ожидаем, что в перспективе рыночная доля сериалов на киноэкране может составить до 5%. С одной стороны, киносериал в сознании потребителя играет примерно на том же поле, что франшизы. Зрители любят истории с продолжением: благодаря им проще ориентироваться в огромном количестве создаваемого контента. При этом франшизу приходится ждать год и более, а новые эпизоды сериала выходят чаще, подогревая и удерживая интерес аудитории.

В то же время укороченные промежутки между выходами серий предъявляют повышенные требования к качеству контента и навыкам нарратива. Цена ошибки в таких условиях становится выше: зрителю просто может не хватить времени для вытеснения негативного опыта. Наконец, для киносериала особенно критично умение поддерживать баланс между завершенностью и недосказанностью. Каждая серия должна быть завершенной историей, создающей для зрителя полноценный потребительский опыт, но в то же время она должна уметь говорить «продолжение следует» так, чтобы человек по-настоящему хотел посмотреть следующий эпизод и сделал выбор в пользу похода в кинотеатр, а не любимого дивана и лэптопа.

Алексей Васясин, исполнительный директор по кинотеатральному направлению Rambler Group

Вся лента