Автомобилям и бытовой технике предписали подорожание

Можно ли ожидать повышения цен со следующего года

Россиян ждет скачок цен на автомобили и бытовую технику. Дело в повышении НДС до 20% со следующего года. Поэтому экономисты рекомендуют: за машинами и электроникой стоит отправиться в магазин уже сейчас, пока есть и предновогодние акции, и цены еще прошлогодние. Так считает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

По ее словам, стоимость большинства товаров и услуг увеличится как минимум на 2%. Но в некоторых категориях рост может быть и больше из-за скачков курса рубля и других факторов: «Цены увеличатся на все, на весь перечень товаров и услуг там, где в цену включен НДС, везде ценник вырастет. Для топливного сектора ограничено законодательно повышением на 1,7%, для всех остальных — нет. То есть товары и услуги в цене начали расти еще в октябре, но с 1 января цена все равно вырастет на все без исключения, то есть от молока до бензина, на уровень повышения НДС. Если у меня есть планы приобретать автомобиль, то это имеет смысл сделать сейчас, потому что новый модельный ряд будет на уровень НДС выше. Новый модельный ряд всегда дороже предыдущего за счет изменения года. Автомобили прошлого года продают с небольшим дисконтом, но и они в этот раз будут все равно не настолько выгодны в цене, как ранее, потому что все равно увеличение НДС будет заложено в счет. Если есть мысли приобретать крупную бытовую технику, товары длительного пользования, как их называют экономисты, те товары, которыми мы пользуемся более трех лет, есть смысл присмотреться к этому именно сейчас, в декабре. Потому что вся линейка от тостера до холодильника в любом случае подорожает на величину НДС, но, скорее всего, это будет даже больше, потому что там включен и валютный фактор в целом, и вероятность перебоев с поставками какими-то за счет сезонного фактора».

Как повышение НДС отразится на заказчиках товаров и услуг

Смотреть

Декабрь — всегда хорошее время для покупки нового автомобиля. Дилеры под конец года объявляют скидки на модельный ряд, который уже с 1 января устареет. Но в действительности бежать в салоны, пока цены не подняли, не нужно. Стоимость автомобилей растет постоянно, и какого-то резкого роста с нового года не ожидается, считает гендиректор агентства «Автостат» Сергей Целиков. Дело в том, что многие дилеры уже продают автомобили с учетом увеличения НДС, а кто-то начнет это делать уже только весной будущего года.

«Не бывает такого, чтобы все производители раз и с 1 января резко подняли. Потому что, во-первых, конкуренция, во-вторых, если кто-то резко поднимает, после этого у него встают продажи, а продаются у конкурента. Поэтому все корректируют их постоянно от месяца к месяцу, от модели к модели. Основным драйвером роста цен за последние четыре года было падение рубля, и динамика за эти годы составила плюс примерно 55-60%. Соответственно, НДС — это тоже очередной фактор для того, чтобы цены немножко двинулись дальше. Кто-то вперед отыгрывает это, кто-то чуть-чуть с опозданием и так далее.

Суть в том, что производство и продажа автомобилей — это очень инерционный процесс.

Что-то есть в стоках в наличии, уже пришедшее по каким-то ценам, что-то есть, связанное со сменой моделей: бывает, что следующее поколение модели сменилось, и плюс сразу 15-20% и так далее. То есть нет такого жестко, что завтра подняли НДС, послезавтра подняли все цены на автомобили. Производители, зная, что это будет, занимаются маркетингом. Чтобы спрятать повышение, например, берут и какие-то комплектации убирают, какие-то добавляют — в них уже заложен какой-то прирост», — заявил Целиков.

Не стоит ожидать и резкого скачка цен на бытовую технику и электронику, говорит руководитель департамента по связям с общественностью группы «М.Видео—Эльдорадо» Валерия Андреева. Поэтому спешить в магазины не стоит. «Покупать, безусловно, нужно тогда, когда удобно. “М.Видео” и “Эльдорадо” не планируют повышения цен, связанного с НДС. Более того, мы гарантируем своим покупателям, что те товары, которые будут заказаны в декабре, а оплачены в январе, будут иметь одинаковую стоимость. То есть для клиента размер НДС никак не повлияет на цену товара. Эту разницу в два процентных пункта ритейлеры возьмут на себя.

Цена — это комплексный параметр. На него влияют сразу несколько факторов: это и волатильность, и себестоимость товаров, и услуги ритейлеров, и вообще общая экономическая ситуация, в том числе и спрос на рынке».

Аналитики также прогнозирует увеличение стоимости полиса ОСАГО. Поэтому если он заканчивается в январе или феврале, то приобрести его лучше сейчас. Полис можно оформить за 60 дней до завершения срока предыдущего.

Глеб Силко

Вся лента