Зашла тяжба за шасси

Липецкий завод гусеничных тягачей обанкротился до прихода инвестора

Производившее тягачи для зенитно-ракетных комплексов С-300В и С-300ВМ ООО «Липецкий завод гусеничных тягачей» (ЛЗГТ, входит в концерн «Тракторные заводы» «Ростеха») признано банкротом. На оборонном предприятии началась процедура конкурсного производства, предусматривающая его ликвидацию с распродажей имущества. За контроль над активом в липецком арбитраже структура «Ростеха» борется с лизинговой компанией «Трансфин-М», совладельцами которой являются «Газпром» и ВЭБ. Ее юристы «Ростеха» подозревают в фальсификации документов. На фоне спора срываются сроки передачи завода новому инвестору — частному машиностроительному холдингу «Транспортные компоненты». Эксперты опасаются, что разбирательство крупнейших кредиторов еще сильнее замедлит смену собственника.

Процедура конкурсного производства на ЛЗГТ может затянуть переход предприятия к инвестору

Фото: Игорь Флис, Коммерсантъ

Судья арбитражного суда Липецкой области Валерий Богатов на заседании 27 ноября признал ООО «Липецкий завод гусеничных тягачей» банкротом и начал в компании конкурсное производство. Вести его почти за 160 тыс. руб. в месяц будет член Московской СРО арбитражных управляющих Андрей Берсенев, который ранее руководил процедурой наблюдения ЛЗГТ в качестве временного управляющего.

Завод тягачей — оборонное предприятие. Он выпускал и обслуживал гусеничные шасси, которые перевозят части зенитно-ракетных комплексов С-300В и С-300ВМ — основы ПВО Сухопутных войск РФ. Кроме того, до 2020 года предполагается полностью перевооружить войска с использованием тех же шасси на модернизированные комплексы С-300В4, С-300В2 и С-300В3. Также зенитки поставляются на экспорт. По открытым данным, всего с начала 1980-х было выпущено более 200 систем войск С-300В и С-300ВМ. Их эксплуатируют Россия, Украина, Белоруссия и Венесуэла. Публично ЛЗГТ не отчитывался о заключении контрактов по обслуживанию комплексов.

В материалах дела о банкротстве говорится, что иск к заводу в конце 2016 года подал Росдорбанк (среди совладельцев — топ-менеджер «Мостотреста» Аркадия Ротенберга Валерий Дорган), выдавший предприятию кредит в размере $1 млн (более 64 млн руб. по курсу ЦБ двухгодичной давности). В марте 2017-го соистцом стала лизинговая компания ПАО «Трансфин-М» (по собственной оценке, входит в топ-5 участников профильного рынка РФ). Ее основными конечными бенефициарами, судя по данным «СПАРК-Интерфакс», являются «Газпром» и Внешэкономбанк. Первоначально «ТрансФин-М» заявил требования в 82,3 млн руб., которые и были включены в реестр.

В июле того же года суд отказал Росдорбанку в иске, так как завод выплатил часть займа, но задолженность перед лизинговой компанией осталась. Сейчас она увеличилась до 1,29 млрд руб. — это больше половины из всех требований порядка 2 млрд руб. Еще 828,9 млн руб. долга приходится на ООО «РТ-капитал», структуру «Ростеха». Она вошла в дело ЛЗГТ, получив по договору цессии его долг перед Новикомбанком — тоже структурой «Ростеха», финансировавшей завод.

Так как требования «РТ-капитала» меньше, чем лизинговой компании «Трансфин-М», именно она стала мажоритарным кредитором. «Трансфин-М» может большинством голосов контролировать развитие процедуры банкротства, условия распродажи имущества завода и ликвидации его юрлица — именно это происходит в финальной стадии банкротства, конкурсном производстве. Юристы «Ростеха» пытаются вернуть контроль над процедурой — оспорить включение в реестр полной суммы долга завода перед «Трансфин-М», ссылаясь на то, что описывающие его документы якобы могут быть «сфальсифицированными». «Договор сотрудниками ЛЗГТ не подписывался, оттиск печати не соответствует печати общества», — заявляли они на одном из заседаний. Но и суд первой инстанции, и апелляция все же включили требования в реестр. Сейчас оспаривание дошло до кассации — арбитражный суд Центрального округа рассмотрит жалобу 18 декабря.

Ранее в «Ростехе» сообщали, что передача предприятий «Тракторных заводов», в том числе ЛЗГТ, «Транспортным компонентам» привязана к выкупу задолженности у ВЭБа и запланирована на август 2018 года. Предполагалось, что они будут выпускать на нем не только шасси для зениток, но и другую, гражданскую, продукцию. Процесс перехода предприятия к инвестору затянулся. На прошлой неделе индустриальный директор кластера обычного вооружения, боеприпасов и спецхимии «Ростеха» Сергей Абрамов сообщил ТАСС о завершении передачи «Ростеху» прав требования долга «Тракторных заводов».

В приемной гендиректора завода Вадима Павлова не ответили на звонки “Ъ-Черноземье”. Телефон пресс-службы его головной структуры, Курганского машиностроительного завода, также не отвечал. В пресс-службе «Тракторных заводов» не комментируют деятельность «военного предприятия». На их сайте указано, что ЛЗГТ еще входит в холдинг. В «Транспортных компонентах» отказались от комментариев, пообещав публично сообщить, когда ЛЗГТ войдет в их структуру. В «Ростехе» не успели ответить на запрос “Ъ-Черноземье”. Курирующий промышленность вице-губернатор Липецкой области Дмитрий Аверов был недоступен для комментариев.

По данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «Липецкий завод гусеничных тягачей» зарегистрировано в 2009 году в Липецке. Уставный капитал — 419,9 млн руб. Основной вид деятельности компании — производство военных боевых машин. 100% принадлежат ОАО «Курганмашзавод», другой структуре «Тракторных заводов». Финпоказатели ЛЗГТ не раскрывались. Основным заказчиком техники и запчастей предприятия, по собственным данным, является Минобороны РФ.

Эксперт управляющей компании «Солид менеджмент» Сергей Звенигородский считает, что в случае продажи активов ЛЗГТ с банкротных торгов оно «не привлечет интереса компаний на свободном рынке», а заинтересует лишь того, кто уже собирался инвестировать в завод. «У оборонных компаний специфическая экономика, и если нет заказа от государства, то они просто умирают. Покупая завод военных тягачей, невозможно без серьезных издержек его перестроить на гражданскую продукцию, особенно в условиях жесткой конкуренции с зарубежными производителями — это просто невыгодно, себестоимость будет космической, как и цена реализации», — пояснил господин Звенигородский.

Аналитик «Алора» Алексей Антонов предположил, что банкротство было инициировано с целью «очистки старого юрлица от долгов перед передачей инвестору производственного комплекса». «Но этому мешает спор между основными кредиторами, поэтому планы "Ростеха" могут потребовать значительно более высоких затрат, — считает аналитик. — Если между кредиторами не будет достигнуто принципиальное согласие, то возможному инвестору придется в буквальном смысле по кусочкам выкупать предприятие на торгах на общих основаниях».

Арбитражный управляющий, директор воронежского филиала СРО «Авангард» Игорь Вышегородцев полагает, что банкротство «похоже на защиту активов»: «Если структура 'Ростеха" сможет оспорить включение в реестр крупной суммы требований и сама станет основным кредитором, то именно она будет определять условия продажи имущества партнеру госкомпании».

Сергей Калашников, Олег Мухин

Вся лента