Давай до свидания

Как грамотно организовать пространство

Десять огромных черных мешков для мусора — именно столько хлама хранилось годами в моей гардеробной размером три квадратных метра, а благодаря Марии Мусихиной и ее проекту «Расхламление. Энергия дома» благополучно отправилось в переработку и на благотворительность.

Мария Мусихина, специалист по расхламлению и персональный организатор пространства

Фото: Георгий Кардава, Коммерсантъ

Мария называет себя специалистом по расхламлению и персональным организатором пространства. Началось все с книги Мари Кондо «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни». Первым объектом, который Маша расхламила, была ее собственная квартира. Потом — квартира родителей. «Главное правило расхламления — трогать можно только свои вещи. Чужие — лишь с согласия владельцев. Папа у меня Плюшкин, и ему это очень трудно далось». Первых клиентов Мария нашла через социальные сети. «Термин "расхламление" появился чуть позже. Он очень точно передает то, чем я занимаюсь». Сейчас так называется страница в Facebook и весь проект.

Вызывала я Машу к себе с некоторым сомнением. Ну неужели для того, чтобы выбросить хлам из дома, нужен специалист? Я и сама справлюсь с этим в два счета. Но после третьей попытки стало очевидно: сама я могу выкинуть разве что потрепанные жизнью ботинки и пару носков. Все остальное просто перекладываю с места на место и все равно потом ничего не могу найти. Маша подтверждает: «Обычно под понятием "прибраться" люди понимают "вытереть пыль и переложить кучу ненужных вещей с одного места на другое". Чтобы выбросить, людям нужен мотиватор. Со знакомыми трудно расхламляться. Они либо давят и заставляют выкидывать, либо все это закачивается ностальгической передачей "по волнам нашей памяти". Я же просто твердо, но деликатно задаю вопросы. Решение принимает сам клиент». Вещи, по словам Маши, нужно оценивать по двум критериям — эмоции и функционал. Если есть сильная эмоция, но нет функции — вещи отправляются в памятную коробку (туда отправились платье Lanvin времен Альбера Эльбаза, юбка Alena Akhmadullina и еще несколько дорогих сердцу предметов, которые я мечтаю оставить для дочек). Если есть функция, но нет эмоции, например, старый спортивный костюм — донашиваем, но покупаем новый, который приносит радость и нравится. У Маши за полтора года работы (занимается она расхламлением с 2017 года) сложилась своя система.

Сначала нужно достать все вещи и рассортировать их по группам. В моем случае — брюки, юбки, платья, платья в пол, свитеры, майки и так далее. Некоторые кучи получились весьма внушительными (ну люблю я брюки, что поделаешь): «Когда ты видишь перед собой тонну брюк, намного проще отказаться от тех, что не носишь, ведь остаются другие. Эта схема работает эффективнее, чем если просто доставать что-то на вешалке и потом вешать обратно, не видя общего количества». Некоторые кучи оказались совсем скромные. Вот тут и наступает момент расхламления. Какие-то вещи сразу летели в мусорные пакеты, над другими приходилось подумать. Тогда Маша спокойно, но твердо интересовалась, давно ли я надевала это платье? Дорого ли оно мне? Зачем я его храню? Если оказывалось, что давно, не дорого и не знаю зачем, уверенным жестом Маша указывала на пакет. «Но это же подарок. Его нельзя выбрасывать. Человек обидится»,— скулила я. «Подарок свою функцию выполнил в момент дарения, если подарок не используется и не нравится — выкидывай!» — на переговоры Маша не шла. Но все решения действительно принимала я сама.

Когда самое трудно было позади и на кровати передо мной лежало только то, что остается в гардеробной, Маша рассказала, как я и мои вещи будем жить дальше. «Я обязательно все достаю из шкафа, чтобы понимать, с чем имею дело. Необходимо создать удобную систему и переосмыслить наполнение пространства. Часто я даже полки перевешиваю. Иногда мы с клиентом договариваемся, что сумки попробуем хранить там-то. Окажется неудобно, придумаем другое место. Это же должно быть удобно». С помощью специального гаджета, который позволяет печатать клеящиеся таблички небольшого размера, Маша подписала все мои полки — черные майки, белые майки, джинсы, свитеры, домашняя одежда (отдельно верх и низ), перевесила все рубашки, платья и прочую одежду. Пользуюсь уже полгода, и все удобно. «Сейчас я провожу мастер-классы, которые помогают людям делать это все самостоятельно. Онлайн-марафоны и так далее, но большинство клиентов все равно просят меня приехать и присутствовать физически. Видимо, так им проще расставаться с хламом»,— улыбается Маша.

После ее отъезда осталось десять огромных мешков с одеждой. На каждом была написана дата и его судьба: отвезти на дачу до 17 августа, отдать в ремонт до 15 сентября, отдать на переработку до 19 октября. И так далее. «Иногда клиенты опаздывают, но в основном следуют моей системе». Список из почти сотни мест, куда можно отвезти вещи на переработку или отдать на благотворительность, Маша тоже прислала.

Натела Поцхверия

Вся лента