Обновлено 21:34

Транспорт буксует в долгах

и теряет пассажиров

В Нижнем Новгороде совокупный убыток 17-ти муниципальных предприятий за девять месяцев 2018 года превысил 410,5 млн руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года он вырос на 12%. Так, убытки «Нижегородпассажиравтотранса» (НПАТ) увеличились почти втрое до 151,3 млн руб. «Нижегородэлектротранс» за отчетный период сработал с прибылью против убытка в прошлом году, однако долги предприятия перед кредиторами покрывают за счет городского и областного бюджетов. Основными причинами убыточности транспортных предприятий городские чиновники называют снижение объема субсидий и пассажиропотока.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Несмотря на увеличение совокупного убытка, по итогам девяти месяцев десять муниципальных предприятий Нижнего Новгорода получили положительный финансовый результат. Их совокупная прибыль с января по сентябрь 2018 года увеличилась почти в 10 раз относительно аналогичного периода 2017 года, достигнув 101,3 млн руб. (информационная справка о финансовой отчетности предприятий есть в распоряжении „Ъ“). Основной рост этого показателя, как отмечают в департаменте финансов, обеспечила чистая прибыль МП «Нижегородэлектротранс» (НЭТ), которая составила 85,1 млн руб., тогда как по итогам девяти месяцев прошлого года убыток «Нижегородэлектротранса» составлял 52,8 млн руб. На увеличение прибыли повлиял рост на 7% выручки предприятия и сокращение на 12,8% материальных затрат, а также на 6% затрат на оплату труда. Несмотря на положительный финансовый результат, долги предприятия перед энергетиками гасятся за счет средств регионального и городского бюджетов. Недавно чиновники распорядились выделить трамвайно-троллейбусному предприятию 80 млн руб. после того, как «ТНС энерго» предупредило, что ограничит электроснабжение 12 объектов предприятия.

С прибылью в этом году сработали также МП «РЭД Автозаводского района» (4,5 млн руб.), МП «Инженерные сети» (1,7 млн руб.), МП «Единый центр муниципального заказа» (6 млн руб.) и МП «Центр обеспечения градостроительной деятельности» (1,3 млн руб.).

Выручка муниципальных предприятий за девять месяцев 2018 года выросла на 7% до 4,2 млрд руб. Половина оборота пришлась на «Нижегородэлектротранс» (25%) и «Единый центр муниципального заказа» (25%). Выручка НПАТа составила 19% в общем объеме полученных средств, НП «Нижегородского метро» — 12% и «РЭД Автозаводского района» — 5%.

Совокупная дебиторская задолженность муниципальных предприятий сократилась на 7,5% до 650 млн руб., кредиторская также уменьшилась на 5% до 3,5 млрд руб. Доля просроченной кредиторской задолженности городских предприятий составила 68%. Наиболее эффективно с долгами справились НЭТ (сокращение на 6%), «Дорожник» (на 41% ) и НП «Нижегородские бани» (на 29%).

Как следует из информационной записки, среди всех муниципальных предприятий в наиболее сложной финансовой ситуации по-прежнему находится НПАТ: его кредиторская задолженность по состоянию на октябрь 2018 года составляла 1,08 млрд руб. Напомним, в апреле глава города Владимир Панов прогнозировал, что совокупный убыток МП «Нижегородское метро», НПАТа и НЭТ по итогам 2018 года превысит 2,1 млрд руб.

Директор департамента транспорта Елена Кузнецова сообщила, что по планам администрации благодаря введению нового тарифного меню (предоставлению скидок на проезд по транспортным картам) доходы муниципальных перевозчиков должны были вырасти на 20–25%, но увеличились совокупно только на 8–10%. По ее словам, это связано со снижением пассажиропотока.

Председатель комиссии городской думы по транспорту и связи Алексей Гойхман считает, что городскому департаменту транспорта необходимо проанализировать, куда ушел пассажир — к частным перевозчикам, пересел на такси или «благосостояние увеличилось, и люди пересели на личные автомобили». Алексей Гойхман пообещал, что комиссия по транспорту сделает запрос по этому поводу в мэрию: «Конечно, хотелось бы, чтобы собираемость доходов была больше». Депутат сообщил, что в 2019 году объем средств, направляемых из бюджета города на развитие транспорта, останется на уровне текущего года. Департамент транспорта просил выделить на эти цели около 3 млрд руб., но предприятия получат 1 млрд руб. «Сказать, что это бюджет развития, нельзя. Если бы это было 2,6–2,7 млрд руб., было бы другое дело. Но мы понимаем, что удовлетворить все пожелания практически невозможно. Тем не менее для стабильной работы городского транспорта бюджет сбалансированный»,— уверен господин Гойхман.

Екатерина Тарасова, ­Андрей Репин

Вся лента