«В Сети люди часто обижают друг друга»

Продюсер Кларк Спенсер о Всемирной паутине и работе в студии Disney

В этот четверг на экраны выходит продолжение анимационной комедии «Ральф против интернета». Есть сразу несколько причин отправиться его смотреть вместе с детьми. Прежде всего, это первый фильм, в котором диснеевские принцессы (такие как Эльза, Моана и Рапунцель), появляются за пределами своих собственных франшиз, что безусловно понравится фанатам «Холодного сердца» и других хитов. Для взрослых же сценаристы заготовили шутки про мемы, кликбейт и онлайн-шоппинг, которые будут понятны и современным детям. «Коммерсантъ Стиль» встретился с продюсером картины Кларком Спенсером, чтобы поговорить о плюсах и минусах повсеместного проникновения интернета, узнать о том, что главное в работе продюсера и кто любимый анимационный персонаж самого Кларка.

— В работе продюсера главнее деньги или творчество?

— Думаю, творчество. Особенно я люблю в фильмах то, что можно создавать героев, и видеть другие миры их глазами. Создаёшь не просто фильм, а историю, в которую влюбляются зрители. В конечном счёте, настоящая страсть для меня — видеть художников, создающих этот невероятный проект с чистого листа, шаг за шагом рисуя историю, которую зрители видят на большом экране.

— Создавать фильмы без денег — утопия?

— Очевидно, что деньги нужны. Однако люди работают над фильмом еще и из-за увлечённости.

У нас 800 художников в команде, и все они начинали одинаково — будучи детьми любили рисовать, смотрели мультфильмы в кино.

Наверное, именно страсть созидания и любовь к визуальному искусству мотивирует их ежедневно.

— Что для вас продюсирование фильмов?

— Когда я был ребёнком, мои бабушки и дедушки могли смотреть кино только в кинотеатре, поэтому все фильмы я смотрел на большом экране. Я особенно люблю в кино то, что зрители не знают точно, что произойдёт. За два часа история проясняется, зрители успевают побывать в местах, где никогда не были раньше и возможно никогда не будут. Именно эта неизвестность всегда меня восхищает.

— Определить ваш личный стиль в пяти словах — это?

— Первое — история, второе — миры, в которые мы перемещаем зрителя, третье — сюрприз (ты не знаешь, что будет дальше), четвёртое — эмоции (из-за них я люблю кино, героев, эмоционально подключаюсь), и, я думаю, комедия, пятое.

— А как же любовь и дружба?

— Считаю, что в любой хорошей комедии есть линия дружбы, это её необходимая составляющая. Когда ты рассказываешь историю, то переходишь с общего плана, состоящего, как правило, из двух героев, на одного из них, при этом их дуэт всегда обязательно смешной, вызывающий эмоции, это даже в каком-то смысле любовь. Обычно в истории с эмоциональным компонентом есть некоторая любовная линия, подразумевающая разлуку.

— Опишите, пожалуйста, процесс создания анимационного фильма.

— Это очень интересный и сложный процесс. Мы начинаем с «нуля» и должны продумать каждую деталь: если ты в кадре, мы должны создать твой образ, надеть тебе очки, поставить стул, ковёр, включить свет. Абсолютно всё создаётся с чистого листа, это очень сложная часть процесса. Затем мы создаём историю, которая создаёт атмосферу, в которой мы должны находиться: приходят художники-мультипликаторы, начинают перемещать тебя, определяют твою роль для каждого эпизода, в который ты вовлечён. Обычно над созданием анимационного фильма работают примерно 500 человек в течение 3-5 лет. Это очень, очень и очень сложный, детальный процесс, но это я и люблю, всё делается вручную, даже сейчас, когда наши фильмы создаются посредством компьютеров. Это стиль СG, когда каждая деталь сделана вручную.

— Вы чувствуете, что вовлечены во что-то великое с такими работами, как «Зверополис», «Вольт», «Лило и Стич»?

— Я счастлив. Для меня это и вправду воплощение мечты, я всегда хотел быть продюсером в развлекательной индустрии, но на самом деле я никогда не рассчитывал, что это случится. Быть в индустрии анимационного кино, создавать фильмы, которые получают всемирное признание, находиться здесь в Москве и рассказывать о планах — всё это потрясающий опыт для меня. Каждый фильм уникален, и каждым фильмом я очень горжусь, так как каждая созданная нами история трогает зрителя. Когда кто-нибудь подходит ко мне и говорит, что «Вольт» — его любимый фильм, или «Ральф», это очень много для меня значит. Когда фильм затрагивает людей, для меня это потрясающий опыт, который обогащает.

— Есть ли у вас любимый персонаж в ваших фильмах?

— В некотором смысле Стич мой любимый персонаж, он — герой моего первого фильма. Он всегда всё делал не так, но, когда его «усыновили», в конечном счёте, поменялся, увидев, что есть и другие взгляды на жизнь. Что-то есть в его бунтарской натуре, что мне всегда нравилось. Любопытно, что практически в каждом фильме есть подобные герои, как, например, Вольт, он бунтарь лишь в некоторой степени, и Ральф, который является таковым в значительной степени, который всегда старается всё делать как надо, но у него получается с точностью до наоборот, и вот я думаю, что именно это «старается» создают тот юмор, который я так люблю в фильмах.

— Давайте поговорим о вашем новом фильме «Ральф против интернета», посвященном повсеместной цифровизации. Уверен, что это большая проблема современности.

— Мы хотели сделать не просто продолжение фильма, а продолжение, которое было бы актуальным, необходимым. Мы подумали, что интернет, в котором оказались Ральф и Ванилопа, это удивительно сложный и замечательный, неизведанный мир, в который мы переносим зрителя. Также именно здесь мы могли бы использовать эффекты анимации лучше, чем где бы то ни было. Интернет — это очень сложный мир, поэтому мы хотели показать его с разных сторон: с одной стороны, мы показываем его великие возможности, например, объединять людей во всём мире, делать привычные процессы проще и доступнее — совершать покупки, решать финансовые вопросы, обеспечивать возможность коммуникации, не смотря на расстояния — но, с другой стороны, мы хотели обозначить и проблемы и сложности, как, например, в сети люди часто обижают друг друга. Мы говорим зрителю, что интернет — великие возможности, но необходимо соблюдать определенные правила игры, иначе всемирная сеть может принести много вреда.

— Какие советы вы бы дали российским кинопродюсерам?

— Уверен, что нужно делать то, что ты любишь. По большому счёту, когда ты начинаешь проект, и знаешь, что он твой собственный, не важно, каким сложным он кажется, но ты обязательно найдешь силы и возможности его реализовать — именно это я люблю и ценю в проектах, в которых участвовал. Сначала я всегда нахожу то зёрнышко, именно ту суть, которая — и я это точно знаю, — должна быть рассказана зрителям. И с этого момента не важно, насколько сложен процесс — он вдохновляет меня работать над фильмом и довести дело до конца. Я на самом деле считаю, что ключевой момент — найти прекрасную историю, в которую влюбятся зрители, и ты будешь гордиться, что тратишь своё время, работая над этим проектом. Когда я был ребёнком, фильмы «Белоснежка» и «Бемби» по-настоящему тронули меня, я их очень любил. Поэтому быть частью студии Disney сейчас — это исполнение моей мечты.

Петр Косенко, Мария Синдинская

Вся лента