Безналичный просчет

Систему автоматизированной оплаты проезда не успевают внедрить в регионе

В Нижегородской области может быть отложен запуск автоматизированной системы оплаты проезда (АСОП), которая по распоряжению врио губернатора Глеба Никитина должна была заработать с 1 января 2019 года. По данным депутатов законодательного собрания, сроки исполнения дорожной карты срываются. Тем не менее в декабре региональное министерство транспорта планирует выбрать трех региональных операторов и заключить договоры со всеми муниципальными предприятиями. Депутаты говорят, что если в министерстве попытаются внедрить АСОП к установленному сроку, область ждет «социальный взрыв», поскольку людям придется в новогодние праздники простаивать в очередях за транспортными картами.

Оператор АСОП «Ситикард» считает, что выдать 500 тыс. карт к новому году невозможно

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Депутаты комитета по транспорту и дорожному хозяйству законодательного собрания Нижегородской области обсудили этапы внедрения АСОП для всех видов транспорта в регионе, до запуска которой осталось полтора месяца. Председатель профильного комитета Владимир Солдатенков рассказал, что программа застопорилась. По его словам, министерство транспорта неоднократно срывало сроки исполнения дорожной карты, а 1 ноября прислало депутатам новое постановление о запуске АСОП с поправками, которые не обсуждались ранее. «Несмотря на обещания министра, мы не видели корректив дорожной карты. Почему она нарушена? Почему вместо прежнего постановления о порядке функционирования АСОП, положения которого мы ранее проговаривали на комитетах, мы вдруг получаем новый документ с другим названием и измененным содержанием?» – возмутился господин Солдатенков.

Заместитель министра транспорта и автомобильных дорог региона Максим Подовинников не смог ничего возразить депутату, добавив лишь, что изменения в постановлении были согласованы со всеми инстанциями. «Что касается этапов реализации проекта, то до 5–10 декабря будут выбраны три оператора АСОП. Двадцать дней им дается на заключение всех договоров с муниципальными предприятиями. Мы рассчитываем, что все сроки будут соблюдены в соответствии с законом»,— добавил господин Подовинников.

Депутат Леонид Гойхман заметил, что регион может не успеть внедрить систему к 1 января: «Мы должны в этом признаться. Кроме выбора регоператора и заключения договоров надо успеть поставить транспортные терминалы во всех районах области и раздать карты. В итоге мы с вами получим социальный взрыв перед Новым годом, когда бабушки и дедушки будут стоять в многочасовых очередях, чтобы получить эти карты. Плюс к этому до сих пор еще нет расчетов по выпадающим доходам за льготные перевозки». Он добавил, что депутаты ждут от министерства «настоящий график» и намерены его обсудить.

Напомним, АСОП подразумевает оплату проезда бесконтактной транспортной или банковской картой, или смартфоном с сервисом мобильных платежей. Предполагается, что проект повысит степень надзора за деятельностью транспортных предприятий и позволит анализировать денежные и пассажиропотоки, в частности для расчета выпадающих доходов за льготные перевозки. Предполагается, что внедрение АСОП в будущем позволит перейти к персональной карте гражданина области. Система безналичной оплаты с 2016 года внедрена в Нижнем Новгороде, с 2018 года – на Бору и в Сарове (без льготников). Пока единственным оператором АСОП является «­Ситикард».

Летом министр транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Вадим Власов уверял, что минтранс успеет урегулировать все вопросы по АСОП меньше чем за полгода и система заработает для всех в обязательном порядке с 1 января 2019-го.

Директор оператора системы «Ситикард» Юрий Рябиков предложил рассматривать вопрос внедрения системы в двух плоскостях: обеспечение работы самой безналичной системы оплаты проезда, которую, по его мнению, чисто технически пока можно предоставить к 1 января, и обеспечение льготных категорий граждан электронными инструментами оплаты, которую к установленному сроку запустить не удастся. «Выдать 400–500 тыс. персональных льготных транспортных карт до 1 января невозможно. Для этого этапа придется вводить переходный период как минимум в два-три месяца. Кроме того, сейчас закон нас обязывает успеть запустить только саму возможность безналичной оплаты», – пояснил он депутатам.

В завершении заседания Владимир Солдатенков предложил зафиксировать нарушение министерством утвержденного графика дорожной карты по внедрению АСОП. Он также потребовал в трехдневный срок представить реальный график реализации проекта. На встрече с журналистами господин Солдатенков заявил, что на этой неделе экстренно соберет закрытое совещание с Вадимом Власовым. Максим Подовинников отказался давать комментарии СМИ.

Екатерина Тарасова

Вся лента