Вагоны долгов

УКВЗ отсудил у московской компании 380 млн рублей за поставку трамваев

Арбитражный суд Москвы взыскал со столичной компании «Трансмашгрупп» 380 млн руб. в пользу Государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева в лице филиала — Усть-Катавского вагоностроительного завода имени Кирова. В 2016 году организация заключила с УКВЗ семь договоров на поставку 26 трамваев в Санкт-Петербург и Самару на общую сумму 941 млн руб., оплатив вагоны частично и с нарушением сроков. «Трансмашгрупп» предъявила встречный иск о взыскании неустойки и убытков с УКВЗ за просрочку поставки трамваев в Санкт-Петербург в размере 156 млн руб., но суд его не принял.

УКВЗ потребовал оплаты по договору поставки трамваев, заключенному два года назад

Фото: Александр Щербак, Коммерсантъ

Арбитражный суд Москвы частично удовлетворил исковое заявление АО «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева» (ГКНПЦ, входит в госкорпорацию «Роскосмос») в лице филиала — Усть-Катавского вагоностроительного завода имени С.М. Кирова — о взыскании задолженности с ООО «Трансмашгрупп» (Москва) по договорам поставки трамваев в размере 380 млн руб., в том числе 260 млн руб. основного долга и 120 млн руб. неустойки. Соответствующее решение опубликовано в картотеке арбитражных дел.

Изначально исковое заявление было подано ГКНПЦ в январе этого года в Арбитражный суд Челябинской области, но в июле его перенаправили в суд Москвы. Согласно материалам дела, Усть-Катавский вагоностроительный завод и «Трансмашгрупп» в октябре — декабре 2016 года заключили шесть договоров на поставку 16 трамваев модели 71-631.02 в Санкт-Петербург для предприятия «Горэлектротранс» и один договор на десять вагонов 71-631 в Самару для МП «Трамвайно-троллейбусное управление». Общая стоимость электротранспорта превысила 941 млн руб.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд установил, что по ряду договоров оплата поставленных вагонов производилась с нарушением сроков, установленных договором, а частично контракты не были оплачены. Истец направил ответчику претензию с требованием оплатить возникшую задолженность, но денег не получил. В результате суд посчитал требование о взыскании с «Трансмашгрупп» в пользу ГКНПЦ основного долга в размере 260 млн руб. обоснованным и подлежащим удовлетворению. При этом заявленный истцом размер неустойки 141,3 млн руб. суд посчитал несоразмерным последствиям нарушения обязательств и снизил до 120 млн руб.

Представители «Трансмашгрупп» в суде, кроме заявления о снижении размера неустойки, предъявили встречный иск о взыскании с ГКНПЦ убытков в сумме 121,4 млн руб. и 37,1 млн руб. неустойки. Суд посчитал, что оснований для принятия заявлений нет. Ранее «Трансмашгрупп» уже пыталась взыскать с предприятия «Роскосмоса» убытки за нарушения сроков поставки трамваев по тем же договорам, направив в июле иск в Арбитражный суд Москвы. Истец указал, что эти договоры были заключены во исполнение госконтракта на приобретение 19 вагонов, подписанного в октябре 2016 года комитетом по транспорту Санкт-Петербурга и ООО «Электротранспорт», которое в свою очередь заключило договор с «Трансмашгрупп». В мае суд взыскал с компании-посредника 121 млн руб. убытков за просрочку поставки трамваев в пользу «Электротранспорта». Однако переложить этот долг на ГКНПЦ компания не смогла: Арбитражный суд Москвы отказал в удовлетворении иска. «Из материалов дела не следует, что спорные договоры были заключены в целях исполнения обязательств истца по другому контракту. Таким образом, ни закон, ни договоры не позволяют взыскивать с поставщика в качестве реального ущерба неустойку, которая взыскана с покупателя по иным договорам, заключенным им с иными лицами в процессе перепродажи товара, приобретенного у производителя», говорится в решении суда. «Трансмашгрупп» уже направила апелляционную жалобу в Девятый апелляционный арбитражный суд.

Пока неизвестно, будет ли компания обжаловать решение о взыскании 380 млн руб. В ООО «Трансмашгрупп» не смогли оперативно предоставить комментарий.

Письменный запрос в ГКНПЦ в лице филиала УКВЗ также остался без ответа. В марте этого года предприятие пыталось расторгнуть еще один договор с «Трансмашгрупп» на поставку трех трамваев в Санкт-Петербург, заключенный в ноябре 2016 года. Но в июне Арбитражный суд Челябинской области передал дело на рассмотрение московского суда. 30 октября предприятию отказали в удовлетворении иска. Известно, что трамваи по этому договору УКВЗ не поставляло.

Юлия Гарипова

Вся лента