Очевидная статистика

Дмитрий Гронский — о методах работы аналитиков

Обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Гронский рассказывает о статистике, собранной одной из страховых компаний, которая вызывает не интерес, а скорее недоумение.

Фото: Светлана Нефедова, Коммерсантъ

На адрес моей электронной почты постоянно приходят релизы от одной страховой компании, которая, на первый взгляд, должна открыть мне глаза на какую-то важную статистику. Но если вчитаться, исследования эти в качестве открытий преподносят какие-то совсем очевидные вещи. Вот судите сами: «Самые дорогие ДТП с россиянами происходят в Финляндии». Сразу рисуется картина с коварной наледью на асфальте и лосями, выходящими на дорогу. Но потом оказывается, что речь идет о страховых случаях с «зеленой картой», которую наши водители оформляют на свои машины, выезжая за рубеж. Именно потому в десятку стран с самыми дорогими ДТП входят, кроме Финляндии, Эстония, Латвия, Белоруссия и Польша, и не входят, например, Великобритания или Португалия, куда на своей машине не всякий доедет.

Или вот еще: «Виновники аварий в России чаще всего ездят на автомобилях "Лада", Toyota, Hyundai и "ГАЗ". Они были виновниками почти в 40% ДТП от общего числа произошедших с клиентами нашей компании за несколько последних лет». Можно подумать, что машины упомянутых марок выбирают самые неосторожные водители. Но истина, скорее всего, в другом: просто машины этих уважаемых брендов встречаются на наших дорогах чаще всего.

Или вот мой любимый пресс-релиз: «Александр, Сергей, Елена и Ольга, — люди с такими именами чаще других становятся виновниками ДТП на дорогах страны. К таким выводам пришли наши аналитики, изучив массив из более чем 180 тыс. страховых случаев с клиентами по ОСАГО за несколько лет с помощью инструментария BigData». То есть какой-нибудь работник отдела кадров, который не в курсе, какие имена были популярными у нас в стране 25-40 лет назад, может прийти к выводу, что ни в коем случае нельзя брать на должность водителя человека, которого зовут Саша и своя машина у которого «Жигули».

Я намеренно не упоминаю название страховой компании, занимающейся подобной «научной» работой, потому что если я это сделаю, то цель, ради которой эта работа ведется, вроде как будет достигнута.

Вся лента