Придорожные многофункциональные зоны оснастят ГОСТами

Как планируют оборудовать подобные территории

На российских придорожных заправках появятся кафе, туалеты и даже зарядки для электромобилей. «Автодор» разработал ГОСТы так называемых «многофункциональных зон». Речь идет о специальных площадках для отдыха вдоль федеральных и межгородских трасс. Согласно стандарту, на автомагистралях такие зоны с обязательной заправкой и кафе должны быть каждые 60 км. Правда, ГОСТ будет работать только для новых площадок, к уже действующим придираться не станут. Чем еще оборудуют такие зоны? И станет ли путешествие по России таким же комфортным, как по Европе? Об этом — Лилия Пономарева и Глеб Силко.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Еле заметная дорога без указателя ведет на плохо освещенную площадку с одной бензоколонкой и туалетом за углом, куда и заглянуть страшно. В «Автодоре» считают, что это уйдет в прошлое. Каждые 60 км — настоящий центр отдыха с мойкой и зарядкой для электромобиля. Пресс-секретарь компании Екатерина Варенова утверждает, что так начнут строить многофункциональные зоны через полтора года: «Должны быть непременно заправка, кафе, гостиница. Люди, которые едут, могут постирать свои вещи. На некоторых МФЗ даже есть парикмахерские, детские площадки. То есть это такие “оазисы” на дороге, на которых автомобиль может остановиться — грузовой, легковой — и вне зависимости от того, какой у него кошелек, может себя обеспечить в дороге всем необходимым».

Но вообразить все, что запланировано «Автодором» практически невозможно. Еще можно представить себе где-нибудь на трассе участок с банкоматом и подкачкой шин. Но вот с прачечной и зоной для выгула животных — это уже что-то из области фантастики. Впрочем, не все из этих требований являются обязательными и тем более необходимыми водителям. А профессионалы путешествий — дальнобойщики — говорят, если везде появится хотя бы душ — это уже мечта, рассказывает глава Объединения перевозчиков России Андрей Бажутин: «Водители не пользуются гостиницами, а пользуются своим спальным местом.

Очень плохо, но финансово мы не тянем.

Поэтому от того, что появятся гостиницы, это в принципе не будет нужно. Неплохо — большие асфальтированные стоянки, прачечные, с едой, баней и душем, заправкой. Сейчас такие есть, но их очень мало. Конечно, хотелось бы больше».

Новых зон планируют построить не меньше трехсот. Но во сколько обойдется строительство таких площадок? По мнению президента Ассоциации компаний придорожного сервиса и туризма Дениса Арсентьева, проект стоит многомиллионных вложений. Качественные и разнообразные услуги будут пользоваться спросом, увеличится число путешественников, а, значит, можно будет заработать. «Для конкурентной ситуации это в принципе хорошо. Чем больше объектов, тем лучше. Если будут какие-то конкретные требования к таким объектам, это хорошо, потому что будет повышаться стандарт оказываемых услуг. Если бы такие объекты создавали по международным стандартам, например, они были бы под международными брендами по франшизе, тогда там бы работали корпоративные стандарты вот этих брендов», — считает Арсентьев.

Но если клиент и будет доволен мягкими кроватями и вкусной едой, то вот бизнес разорится, говорит владелец сети автозаправок в Нижегородской области Александр Вахрушин. Он признает, что качество действующих МФЗ невысокое, но это не потому, что владельцы не хотят, чтобы было красиво. Просто «отбить» эти деньги где-нибудь в регионе невозможно. Поэтому тем более вкладывать миллиарды в новые МФЗ никто не будет. «Представляете этот комплекс здоровый, на котором должно работать минимум человек 20. Получается, что фонда заработной платы зашкаливает. Все эти услуги идут как попутные, то есть постоять — не вопрос, стой, это не стоит денег. Чай и кофе всегда идут в подарок при заправке, есть какие-то бонусы. Зарабатывают только на не топливном товаре — это всякие чипсы и так далее — плюс, нефтепродукты. Все, больше ни на чем не зарабатывают», — заявил Вахрушин.

С какими проблемами сталкиваются независимые АЗС

Смотреть

Хотя «Автодор» утверждает, что проект утвержден и будет внедряться в ближайшее время, участники рынка рассказали «Ъ FM», что ГОСТ для МФЗ пытаются ввести уже несколько лет. Но каждый раз эта идея откладывается, видимо, из-за экономической нецелесообразности. Нужно чтобы клиентов стало в десятки раз больше. Но учитывая, что и машины дорожают, и бензин, может оказаться, что когда ГОСТ наконец введут, строить современные МФЗ будет не для кого и не кому.

У разработчика ГОСТа «Автодора» действует почти 50 многофункциональных зон, еще 80 должны появиться в ближайшие два года. У оператора Росавтодора таких зон пока всего 7, но проектируется еще 41.

Вся лента