«Союз» отправится в полет со страховкой

На каких условиях игроки рынка заключили договор с «Роскосмосом»

«Роскосмос» со второй попытки все-таки нашел страховщика для запуска «Союза». Согласились на условия СОГАЗ и «Ингосстрах». «Роскосмос» предложил на 23 млн руб. больше, чем планировалось изначально. Запуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» со спутником системы ГЛОНАСС намечен на 3 ноября. По договору обе компании получат премию в 201 млн руб. А если при старте «Союза» прервется зажигание, или ракета-носитель потерпит крушение, страховая выплата составит более 2 млрд руб.

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

После аварии «Союза» в октябре компании не участвовали в двух конкурсах «Роскосмоса», а первоначально по договору страховщикам предлагалась премия в 178 млн руб. В итоге участники рынка пошли на риски в основном именно из-за повышенной выплаты, считает руководитель Института космической политики Иван Моисеев: «Страховщики согласились на это, когда подняли тарифную ставку. Это естественно — если больше риск, значит, больше платишь. Вообще говоря, в мировой практике запуски, заказчиком которых является государство, никогда не страхуются, потому что это утечка бюджетных денег в страховые компании. Государство само в состоянии компенсировать издержки при авариях, а у нас происходит вот так. Если страховщики хоть немного разбираются, а они должны разбираться в космической технике, то знают, что аварии происходят в разных местах.

И если сейчас причина неудачи выяснилась, то это не значит, что в следующий раз проблема не возникнет в другом месте.

Если посмотреть на последние аварийные запуски "Союза", то сейчас, скажем, концевой выключатель не сработал, в предыдущий раз дело было в неправильной закладке программного обеспечения. А перед этим — взрыв произошел двигателя. Соответственно, ЧП каждый раз случается на новом месте, и то, что страховщики обладают этой информацией, мало что меняет».

«Роскосмос» ранее объяснил причины падения ракеты «Союз-ФГ» 11 октября. По данным госкорпорации, причиной неудачи стала деформация датчика разделения первой и второй ступеней ракеты. В результате на 118-й секунде один из боковых блоков не смог вовремя отсоединиться от ракеты.

Страховые компании просто ждали официальных результатов, чтобы учесть все возможные риски. И только после обнародования причин неудачного запуска решили возобновить сотрудничество с «Роскосмосом», уверен независимый космического кластера фонда "Сколково" Вадим Лукашевич: «Начнем с того, что ракета "Союз-ФГ", которая не смогла вывести космический корабль "Союз МС-10" с двумя космонавтами, очень надежная, то есть до этого инцидента 64 раза летала безупречно, и на момент этой аварии у нее была стопроцентная надежность. Потом произошел этот инцидент. Обычно страховой рынок реагирует в такой ситуации очень спокойно: просто немного увеличивается страховки, и все. Но в этом случае была попытка застраховать запуск военного спутника до того, как были озвучены причины аварии. Пока нет данных официального расследования, причины неизвестны, поэтому страховые компании в принципе не могли взять на себя риски, не понимая их природу».

Неудачный запуск ракеты «Союз» в октябре был застрахован в компании «Согласие» более чем на 4,5 млрд руб. Страховая премия тогда составляла 143 млн руб.

Владимир Расулов

Вся лента