Турпоток идет в горы

Тенденции

Краснодарский край ждет больше гостей в межсезонье

С 2015 по 2018 годы весенне-осенний турпоток на Кубани увеличился на 50 %. В регионе не только увеличился и улучшился номерной фонд. Местные операторы приглашают туристов на новые маршруты в горы и предлагают оздоровительные туры со скидками. Их поддерживают местные власти при помощи разных маркетинговых программ. Однако эксперты отмечают, что пока активный рост турпотока происходит прежде всего в модернизированном к Олимпиаде-2014 Сочи, и подчеркивают необходимость развития инфраструктуры других кубанских курортов.

Почти все пакетные туры в Краснодарский край — 95 % от общего объема продаж — это путевки на курорты Большого Сочи

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Краснодарский край традиционно считается главной курортной зоной России. В последние годы снижение курса рубля и изменившаяся внешнеполитическая обстановка привели к тому, что туристов в регионе стало еще больше. Так, по данным администрации края, в 2015 году Кубань приняла 15 млн туристов, в 2016-м — 15,8 млн, в 2017-м — 16 млн. В текущем году, по данным на 15 октября, в крае уже побывали более 15,6 млн человек — на 6 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Только за три летних месяца регион посетило свыше 10 млн отдыхающих (+5 % к прошлому году). Первоначально прогнозировалось, что край по посещаемости повторит рекорд прошлого года — 16 млн гостей. Однако на сегодня краевое министерство курортов и туризма откорректировало прогноз до 16,2 млн человек.

Сезон стремится к расширению

Как отмечают в ведомстве, росту турпотока в этом году способствовали теплая погода, которая установилась уже с мая, и, соответственно, более продолжительный пляжный сезон. А также проходившие в крае чемпионат мира по футболу, фестиваль «Античное наследие России» и другие мероприятия. Так, по данным Ростуризма, в июне-июле 2018 года Сочи посетило порядка 795 тыс. человек. Из них более 200 тыс. — иностранцы. Это на 30 % больше, чем обычно посещает курорт в летние месяцы.

Увеличение турпотока подтверждает и рост налоговых платежей, поступающих в консолидированный бюджет края от предприятий туриндустрии. За восемь месяцев 2018 года от предприятий отрасли в бюджет перечислено почти 5 млрд руб. — это на 14 % больше, чем за такой же период прошлого года (в целом за 2017 год — 6,5 млрд руб.). А инвестиции в основной капитал предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса в 2017 году составили 11 млрд руб.

Рост турпотока, по официальным данным, происходит не только в высокий, но и в низкий сезон. Если в 2015 году в этот период край посетили 2,1 млн туристов, то в 2016 и 2017 годах — 2,6 и 3 млн человек соответственно. В 2018 году с января по апрель в крае уже побывали 2,9 млн человек, что дает основания полагать — рекорд прошлого года однозначно будет побит.

Данные минкурортов свидетельствуют о том, что на Кубани в последние годы не только существенно улучшились условия для приема гостей, но и увеличилось количество мест размещения. Если на начало 2016-го максимальная загрузка так называемых средств размещения в низкий сезон достигала 2,5 млн человек в год, то сегодня, как сообщил ”ЭР” вице-губернатор Кубани Василий Швец, это уже свыше 8 млн отдыхающих.

Участники рынка в разговоре с ”ЭР” отметили, что на столь впечатляющую динамику мог повлиять процесс классификации отелей и гостиниц. В последние годы в крае гостиницы и пансионаты активно получали «звезды» и становились объектами статистического учета. Если в 2016 году на Кубани было 3300 гостиниц и отелей, имеющих категорию, то на начало 2018 года — уже более 5700.

«Пакеты» не в моде

Интересно, что общий рост туристического потока в межсезонье не сказался на продажах пакетных предложений турфирм. Так, по данным онлайн-сервиса по поиску и бронированию туров Travelata.ru, в 2017 россияне купили на 10 % меньше туров на курорты Краснодарского края, чем в 2016 году. В агентстве констатируют отсутствие сколько-нибудь серьезного изменения потребительского спроса на пакетные туры в нынешнем сезоне и прогнозируют, что общий объем продаж по итогам 2018 года останется таким же, как и в 2017-м.

По мнению представителя travelata.ru, отсутствие роста интереса к пакетным турам объясняется тем, что после Олимпиады 2014 года стояла задача — обеспечить наполняемость и востребованность новой туристической инфраструктуры, и для этого отдых в Сочи в межсезонье активно рекламировался. А туроператоры делали очень экономичные предложения, чтобы россияне могли «распробовать» новое направление. В последующие годы стоимость туров увеличивалась на фоне роста загрузки отелей. Так, по данным агентства, средний чек на недельный тур в пределах Большого Сочи в низкий сезон вырос с 31 тыс. в 2016 году до 39 тыс. руб. в 2018 на человека. «Клиенты теперь часто принимают решение сэкономить — не брать тур с перелетом, а бронировать отель и добираться самостоятельно, зачастую даже не самолетом, а личным транспортом. Это очень актуально для семей с детьми, особенно для тех, кто приезжает на длительные сроки»,— говорят в агентстве.

Стоимость размещения во многом зависит от класса отеля, комфортности проживания, места расположения и от того, какие дополнительные услуги там предоставляются. Вместе с тем, по данным туристического агентства «Л-Ким», отдых в низкий сезон на Кубани может стоить на 20-50 % дешевле, чем в высокий. По данным директора экспертной группы Veta Дмитрия Жарского, это соответствует общей картине на курортах страны. К примеру, такое же соотношение цен с поправкой на сезон наблюдается в Крыму.

Господин Жарский отмечает, что пакетные туры для отдыха в России в принципе менее привлекательны по сравнению с заграничным. «В нашей стране отдыхающий может добраться до отеля сам. За границей влияют такие факторы, как языковой барьер, удаленность от родины и действительно привлекательная цена тура — иногда он стоит, как один билет на самолет туда и обратно. В РФ, несмотря на желание властей сделать почти каждый регион привлекательным для гостей, пока места массового туризма располагаются очень точечно — это Краснодарский край, Кавказ, Крым, Санкт-Петербург, Москва и Московская область, Нижний Новгород, Алтай и Урал, отдельные места в Сибири, озеро Байкал, Камчатский край и ДФО»,— говорит господин Жарский. По его мнению, рост популярности отдыха в межсезонье сдерживается тем, что перечисленные регионы в это время могут предложить лишь очень ограниченные варианты досуга: «В Краснодарском крае это преимущественно горный отдых, и он предполагает интерес узкой возрастной категории, то же самое можно сказать и про Кавказ, где горнолыжников привлекают Эльбрус и Домбай. На мой взгляд, именно эти центры и надо делать более притягательными для туристов, улучшать их имидж, в том числе и в расчете на зарубежных гостей».

Сейчас в крае 190 санаториев, бальнеолечебниц, пансионатов с лечением и других здравниц, из них 140 работают круглогодично

Фото: Алексей Куденко, Коммерсантъ

По данным Travelata.ru, почти все пакетные туры в Краснодарский край — 95 % от общего объема продаж — это путевки на курорты Большого Сочи. 5 % приходится на Анапу. В Сочи же самая популярная локация — Адлер, сюда едут 67 % отдыхающих с пакетным размещением, прибывающих на Кубань, на Красную Поляну — 17 %, в Сочи и Лазаревское — по 4 %, Лоо — 3 %.

Как отмечает генеральный директор онлайн-сервиса Алексей Зарецкий, в низкий сезон людей интересуют прогулки по набережной, шопинг, оздоровление в подешевевших и ставших более доступными санаторно-курортных комплексах, осмотр достопримечательностей Олимпиады и просто курортно-рекреационный отдых в субтропическом климате прибрежных курортах Большого Сочи. «На Красной Поляне — это пеший туризм, трекинг-маршруты, скалолазание, просто отдых в горах, который становится более доступным из-за спада ажиотажа в сезон, исследование заповедных зон»,— говорит господин Зарецкий. По его словам, туристы в Большом Сочи в низкий сезон делятся на два типа: люди за 40 лет, приехавшие оздоровиться, и 25-35 лет, чья цель — активные виды спорта.

Горы с комфортом

В министерстве курортов Краснодарского края отмечают, что в низкий сезон спросом пользуется горноклиматический туризм. Основное направление здесь — горная часть Сочи, где под Олимпиаду были построены курорты «Роза Хутор», «Горки Город» и центр ПАО «Газпром». Их общий номерной фонд более шести тыс. номеров на 15 тыс. человек. Кроме того, здесь проложены 60 канатных дорог с пропускной способностью 28 тыс. человек в час. Зимой они служат для доставки горнолыжников и скейтбордистов на трассы, длина которых достигает в общей сложности 150 км. Осенью и весной гости курортов могут скатиться по тропам на горном велосипеде, побродить по лесу, просто подняться на высоту более двух тысяч метров, чтобы насладиться видами.

Разброс цен на проживание в горном кластере Сочи довольно значителен и подходит для разных категорий клиентов. Участок в лесном лагере, где можно поставить палатку, обойдется в 800 рублей в день. Двухместный номер «Делюкс Кинг» в пятизвездочном отеле с завтраком, плюс скидки на посещение спа-комплексов — 5700 руб.

В Travelata.ru подтверждают, что в последнее время растет интерес к горноклиматическим курортам Сочи россиян. «Люди зачастую предпочитают останавливаться в горах ради сервиса, инфраструктуры, природы. Межсезонье в горах в Сочи — это возможность пожить в отеле высокого класса и уровня сервиса за сравнительно небольшие деньги. А в Сочи можно добраться шаттлами, комфортабельной электричкой или на такси»,— комментируют в агентстве.

Заместитель генерального менеджера «Казино Сочи» (входит в структуры курорта «Горки Город» — ”ЭР”) Дмитрий Анфиногенов отмечает, что в «высокие» сезоны — зимой и летом — посещаемость курорта составляет порядка 8-10 тысяч человек в день. В низкий сезон, по идее, она должна падать, но этого не происходит из-за организации на курорте разного рода мероприятий, рассчитанных на привлечение и удержание отдыхающих. «Конкретно у нас в казино постоянно проходят бесплатные выступления звезд эстрады, в том числе первой величины, кавер-групп, интеллектуальные игры, спортивные мероприятия, конкурсы красоты, комедийные шоу, турниры по покеру и многое другое»,— говорит господин Анфиногенов, подчеркивая, что такая организация работы «Казино Сочи» является мощным драйвером для привлечения дополнительного турпотока.

Стараются стимулировать горноклиматический туризм в низкий сезон и региональные власти. С февраля 2018 года в крае стартовала маркетинговая программа «Отдых с видом на горы», организованная минкурортов Кубани. В ней участвуют 28 объектов — агротуристических комплексов, баз отдыха, гостевых домов, поместий и других средств размещения, которые предлагают скидки от 5 до 40 % на проживание или активности в будние дни. Как сама программа, так и предложения конкретных ее участников активно рекламируются на выставках и форумах, на интернет-ресурсах, телевидении, радио, в печатных СМИ. По данным минкурортов, речь сейчас идет о 50 турах на два-три дня в места отдыха, расположенные на горных и предгорных территориях Горячего Ключа, Новороссийска, Абинского, Апшеронского, Северского района. Здесь жителям и гостям края предложат рафтинг, рыбалку, экскурсии, программы релаксации, посещение СПА и соляных пещер, купание в термальных источниках.

Господин Жарский из экспертной группы Veta считает, что программа «Отдых с видом на горы» — очень хорошая практика, которая позволит открыть для туристов не только уже ставший банальным маршрут Сочи — Роза Хутор — Олим­пийский парк, но и другие возможности горноклиматического отдыха в крае. «Краткосрочные туры с хорошими скидками будут пользоваться спросом. Но тут важно грамотно их продвигать по разным каналам: как через отели и туроператоров, так и через средства массовой информации»,— полагает эксперт.

На здоровье

По официальным данным, в крае 190 санаториев, бальнеолечебниц, пансионатов с лечением и других здравниц, из них 140 работают круглогодично.

Как отмечают представители отрасли, в целом курсы оздоровления на курортах Кубани сегодня дешевле, чем за рубежом. «Если сравнивать стоимость двухнедельного оздоровительного тура без перелета в санатории на Кубани и, скажем, схожее предложение в Венгрии, то у нас среднее предложение на человека начинается примерно с 35 тысяч рублей. В Венгрии — минимум в полтора-два раза дороже»,— сообщили ”ЭР” в туристической компании «Л-Ким».

При этом краевые власти пытаются снизить цены на оздоровление в низкий сезон. Так, с 2017 года в регионе запущена еще одна маркетинговая программа «Южная здравница», участники которой — санатории и пансионаты — предлагают скидки на свои программы оздоровления. В первый год в ней приняли участие 40 санаториев, бальнеолечебниц и пансионатов с лечением. Сегодня их уже 65 в Анапе, Геленджике, Горячем Ключе, Краснодаре, Сочи, Гулькевичском, Ейском, Каневском, Лабинском, Мостовском, Славянском, Туапсинском районах. Туры предлагаются на срок от недели до трех со скидкой до 50 % от средних цен здравниц. Программа и предложения здравниц также широко рекламируются, что приносит свои плоды: на предприятиях-участниках по итогам 2017 года рост турпотока составил 7-10 %.

Ольга Смолкина из Alean Family Resort Collection отмечает, что в последнее время спрос на качественный отдых с лечением в межсезонье растет. «Из-за этого в 2018 году мы впервые в осенне-зимний период запустили наш курорт в Геленджике Alean Family Resort & Spa Biarritz 4*. Он функционирует в режиме Spa-курорта, предлагающего комфортное размещение, здоровое питание и широкий набор оздоровительных услуг»,— говорит собеседница издания. Также, по ее словам, увеличивается популярность фитнес-туризма, предусматривающего специальные программы питания и тренировок. «Наша задача — создать предложение в межсезонье, которое не будет уступать аналогичным зарубежным турам»,— добавляет госпожа Смолкина.

Развлечь и накормить

Как отмечают участники отрасли, одной из проблем отдыха в межсезонье является организация досуга. Многие хотят сочетать оздоровление с посещением развлекательных мероприятий, например, экскурсиями или активным видом отдыха. Если курорты могут предложить только стандартный набор условий размещения и процедуры, это не может пользоваться большим спросом, считают представители туриндустрии. В Краснодарском крае на сегодня, по официальным данным, 460 из 620 музеев, выставок, памятников истории и культуры, монументального искусства, мест развлечений и т. д. открыты круглогодично. Также в регионе в низкий сезон работают 170 экскурсионных и туристских маршрутов. Большинство из них — в Анапе, Геленджике, Сочи, Крымском и Темрюкском районах.

Представители отельного бизнеса тем не менее подчеркивают, что инфраструктура развлечений развита недостаточно и сосредоточена в основном в нескольких курортных городах, тогда как в многочисленных поселках со здравницами, отелями, пансионатами обеспечить досуг отдыхающих по сути нечем. Кроме того, качество экскурсионных туров часто не соответствует цене.

«Во многих отелях не хватает ”зимних” услуг, таких как СПА, бальнеология, качественное экскурсионное обслуживание. Люди просто не представляют, чем заняться на черноморском курорте поздней осенью, зимой и ранней весной, когда пляжный отдых недоступен»,— отмечает Ольга Смолкина из Alean Family Resort Collection. Она добавляет, что сам по себе отель не в состоянии обеспечить гостей всеми видами досуга. В курортных местах необходимо стимулировать развитие доступных тематических, развлекательных парков, выставочных комплексов и т. д.

Море никуда не уйдет Опрошенные ”ЭР” представители туристической отрасли подчеркивают, что наибольший рост посещаемости в низкий сезон показывает сегодня Сочи с его Олимпийским парком и горным кластером. Олимпийский парк, к примеру, за последние три года посетило около 7 млн человек. По мнению Алексея Зарецкого, в обозримой перспективе тренд на посещение края прежде всего в летний сезон переломить вряд ли удастся. «В России слишком короткое лето и длинная зима, при этом российские туристы очень любят именно пляжный отдых у теплого моря. Поэтому из-за климатических условий Краснодарский край вряд ли в межсезонье или даже зимой сможет привлекать такой же турпоток, как и летом. Конечно, зимой на горнолыжных склонах происходит оживление, однако речь идет только о небольшом районе вокруг Сочи. Отели в остальных районах края все равно будут ждать тепла, чтобы принять туристов»,— говорит господин Зарецкий.

Он также отмечает, что одним из факторов, препятствующих росту турпотока в низкий сезон в Краснодарский край, остается недостаточно развитая инфраструктура. «Если смотреть на Сочи, то после Олимпиады там появились и дороги, и отели высокого уровня, которые предлагают достойный отдых в любое время года. Однако в других районах Краснодарского края такого бурного развития мы не замечаем. Соответственно, бизнес не видит перспектив для вложений и строительства крупных отелей, способных принимать туристов и обеспечивать их отдых круглый год»,— считает господин Зарецкий.

Как отмечает Дмитрий Жарский из экспертной группы Veta, в целом приток туристов в низкий сезон в Краснодарский край показывает очень хорошую динамику. Однако, чтобы рост продолжился, необходимы новые предложения, а также комплексные меры снижения общего числа затрат туристов на саму поездку. «На это влияют не только ценовые предложения отелей, но также транспортные расходы. В целом пока разница в стоимости авиаперелета до Сочи или до европейского города, где в низкий сезон будет теплее, не такая большая. Властям надо продолжать следить за ценообразованием и делать внутренние перелеты более выгодными для туристов»,— подчеркивает господин Жарский.

По мнению госпожи Смолкиной, для того, чтобы исправить ситуацию и насытить рынок качественными предложениями, необходимы грамотные долгосрочные программы развития городов-курортов и региона в целом. «Чтобы развивать бренд Краснодарского края как лучшего места для отдыха в межсезонье, необходимо консолидировать усилия федеральной и региональной власти, представителей отельного и туристического бизнеса, авиа и ж/д-перевозчиков и многих других профессионалов»,— подчеркивает собеседница ”ЭР”.

По мнению господина Жарского, перспективы туризма в низкий сезон на Кубани связаны с повышением доступности и качества услуг, своевременное инвестирование в модернизацию номерных фондов и курортных центров, в том числе — со стороны властей.

Андрей Нимченко

Вся лента