Малый бизнес открывает банки

— рынки —

В Самарской области отмечается рост кредитования малого и среднего бизнеса. В первой половине года усилилась конкуренция банков за этот сегмент рынка. Эксперты отмечают, что ранее крупные банки «не воспринимали малый бизнес всерьез и не предлагали ему адаптированных продуктов и услуг», «сейчас же практически все банки активно привлекают на обслуживание даже стартаперов и фрилансеров». Специалисты подчеркивают, что в 2019 году «банки выйдут на новый уровень конкуренции: в приоритете будет дистанционное обслуживание, легкость получения услуг, уместность предложений».

В последние годы наблюдается прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства в Самарской области. Эксперты финансовой группы БКС подчеркивают, что лучше всего об активности малого бизнеса говорит статистика ФНС: ежемесячно регистрируется более 100 тыс. компаний и индивидуальных предпринимателей. По словам аналитика ГК «Финам» Алексея Коренева, число предприятий малого бизнеса в области по состоянию на 1 июля составляло 5754 единиц, суммарный оборот с начала года по ним составил 251 млрд руб., а численность персонала на 1 июля была равна 177 тыс. человек. «Самарская область в части активности малого и среднего бизнеса хоть и не относится к числу лидеров, но показывает себя достаточно хорошо», — резюмирует Алексей Коренев.

Региональные банки отмечают положительную динамику кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ). Тенденцию роста кредитования МСБ связывают с повышением активности крупных государственных банков. Так, по информации пресс-службы ВТБ, за восемь месяцев 2018 года ВТБ в Самарской области выдал предприятиям этого сегмента кредиты на сумму 1,07 млрд руб. Банк обслуживает в регионе более 10 тыс. клиентов МСБ. Директор сети операционных офисов Райффайзенбанка по Самарской области Елена Попова подчеркивает, что по объему кредитного портфеля в сегменте малого и микробизнеса самарское отделение входит в Топ‑5 Райффайзенбанка по стране. «Наша задача на будущий год — попасть в Топ‑3 по этому направлению», — говорит Елена Попова.

О положительной динамике кредитования малого бизнеса, в том числе, говорят специалисты Росбанка. В Самарском регионе выдачи кредитов в Росбанке увеличились в 1,5 раза по сравнению с 2017 годом, прирост кредитного портфеля за восемь месяцев 2018 года составил 66%, а количество новых привлеченных клиентов за данный период превысило 1200 компаний. Управляющий операционного офиса «Самарский» Альфа-Банка Сергей Нагайцев, в свою очередь, подчеркивает, что об уровне активности самарского бизнеса в части кредитования свидетельствуют результаты деятельности Альфа-Банка: объемы кредитования МСБ выросли почти в три раза в течение трех кварталов 2018 года.

Однако директор филиала Уральского банка реконструкции и развития в Самаре Юлия Зотова отмечает, что объем рынка малого бизнеса, как и его активность в целом по стране, снижается. «Реальная емкость рынка банковского обслуживания малого бизнеса стагнирует, несмотря на официальную статистику, фиксирующую рост предприятий малого и микро бизнеса (ММБ). Новые предприятия, в основном, появляются из-за перерегистраций, а вот стагнация рынка происходит из-за увеличения числа индивидуальных предпринимателей, которые не спешат открывать расчетный счет», — поясняет Юлия Зотова.

Второй причиной сокращения объема рынка ММБ, по мнению Юлии Зотовой, выступает снижение числа желающих официально зарегистрировать свой бизнес в связи с нестабильностью финансового рынка страны, а также высокого темпа роста требований к легальному бизнесу. «Именно по этим причинам в первой половине 2018 года особенно обострилась конкуренция — крупные банки с господдержкой вышли на рынок малого бизнеса. Буквально год назад банки Топ‑10 не воспринимали микробизнес всерьез и не предлагали ему адаптированных продуктов и услуг. Сейчас практически все банки активно привлекают на обслуживание даже стартаперов и фрилансеров, предлагая им индивидуальные условия».

Новый закон о страховании депозитов и остатков

на счетах у юрлиц, который вступит в силу в 2019 году, по мнению Юлии Зотовой, также повлияет на конкуренцию среди банков. «Неоправданный страх, который управлял предпринимателями при выборе банков (большинство полагались на банки с госучастием) больше не будет влиять на выбор. Гарантия того, что денежные средства застрахованы, сместит акценты при выборе банка на совокупную стоимость услуг и удобство банковского обслуживания. Коммерческие банки займут лидирующие позиции на рынке бизнеса, потому как они уже более мобильны, выгодны и предлагают гибкие условия для своих клиентов», — уверена госпожа Зотова.

Индивидуальный продуктовый набор

Наибольшим спросом у предпринимателей МСБ пользуются услуги расчетно-кассового обслуживания и кредитование на ведение текущей деятельности. «У малого и среднего бизнеса самым востребованным продуктом в Самаре в этом году является подключение расчетно-кассового обслуживания по тарифу „Все просто!“ с бесплатным обслуживанием счета», — уточняет госпожа Зотова. «Некоторые предприятия пользуются услугами инкассации, если соответствующий банк такие услуги предоставляет. Достаточно популярны операции с векселями. Определенным спросом пользуется выдача банковских гарантий. Эквайринг и валютообменные операции востребованы той частью компаний, которые в силу своей деятельности или принимают к оплате банковские карты, или часть выручки конвертируют в иностранную валюту или рубли», — рассказывает аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.

Специалисты Росбанка уточняют, что по направлению кредитования особым спросом у предпринимателей Самарского региона пользуются такие продукты, как рефинансирование по сниженной процентной ставке от 11,49%. «Для предпринимателей, работающих в приоритетных отраслях экономики, мы можем предложить финансирование по ставке 10,6% в рамках „Программы стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства“», — поясняют в Росбанке. Второй, востребованный для МСБ продукт, — беззалоговый овердрафт. «Мы предлагаем овердрафт без траншей с фиксированными сроками погашения и без обязательного обнуления задолженности в течение всего срока кредитования — предпринимателям не нужно думать о периодическом погашении, они могут комфортно пользоваться средствами овердрафта на протяжении всего срока договора. Данное предложение на сегодняшний день является уникальным на рынке», — говорят в Росбанке.

Директор сети операционных офисов Райффайзенбанка по Самарской области Елена Попова также отмечает, что кроме расчетно-кассового обслуживания востребованными продуктами для малого бизнеса является кредитование: инвестиционное, на пополнение оборотных средств (в рамках возобновляемых и невозобновляемых кредитных линий), овердрафт, а также рефинансирование кредитов, выданных другими банками. «И основная задача, которую мы ставим перед собой — до минимума сократить срок обработки кредитных заявок для новых и действующих клиентов нашего банка», — подчеркивает Елена Попова.

«Мы давно отошли от универсальных продуктов — под каждую потребность клиента мы подбираем необходимый ему продукт. Разработка и внедрение новых услуг также сконцентрированы на интересах клиентов. Грамотный выбор таких инструментов в сопровождении со спецификой бизнеса позволяют предпринимателям снизить расходы на обслуживание кредита до 20%», — рассказывает Юлия Зотова из УБРиР. Так, в этом году в банке появился популярный продукт для бизнеса — рефинансирование. «Этот продукт позволяет заемщику перевести свой кредит в другой банк на более выгодных условиях. В большинстве случаев при рефинансировании банк снижает процентную ставку и увеличивает срок кредита, что позволяет клиенту уменьшить ежемесячный платеж и общую стоимость кредита», — поясняет госпожа Зотова. Кроме того, в Уральском банке реконструкции и развития есть различные варианты овердрафтов: партнерских, залоговых, овердрафтов для совсем новых клиентов, у которых нет оборотов в УБРиР. В банке также предлагают лизинг (финансовую аренду), кредиты под залог любого ликвидного имущества и экспресс-кредитование. По словам Юлии Зотовой, благодаря использованию технологий машинного обучения в кросс-продажах выросло проникновение банковских продуктов в клиентскую базу: проникновение эквайринга выросло на 20%, кредитных продуктов — на 14%, а доля клиентов, оформивших четыре услуги банка и более, выросла на 24,6%.

«Мы упростили технологии, внедрили новые продукты: скоринговую модель оценки заемщика, овердрафт, предодобренный овердрафт (или экпресс-овердрафт с минимумом документов), ИНН-кредитование (упрощенная процедура рассмотрения заявок на кредитование — минимальный пакет документов, сжатый срок принятия решения). Упрощены схемы выдачи таможенной гарантии, гарантии IATA, возмещение НДС», — рассказывает управляющий ОО «Самарский» Альфа-Банка Сергей Нагайцев. Управляющий банка отмечает, что для бизнеса востребован типовой набор услуг — расчетно-кассовое обслуживание, платежи, дебетовые карты, кредиты на пополнение оборотных средств. «Такие продукты у всех, но разница — в деталях: насколько удобный и функциональный интернет и мобильный банк, сколько времени нужно потратить, чтобы получить от банка необходимую информацию или оформить кредит. Это является определяющим при выборе банка компаниями малого бизнеса», — говорит Сергей Нагайцев.

На каком банке остановиться

По мнению господина Нагайцева, при выборе банка компании стоит обращать внимание на его надежность, лояльность и технологичность. Под надежными Сергей Нагайцев имеет в виду банки из списка системообразующих. 5 октября Центральный банк РФ официально опубликовал перечень из 11-ти системно значимых кредитных банков, которые были отобраны на основании новой методики. На долю этих организаций приходится свыше 60% всех активов кредитной системы РФ. Шесть банков имеют государственное участие, а пять — нет.

Управляющий банком указывает, что при выборе также стоит обращать внимание на наличие у банка особых программ или условий для клиентов малого предпринимательства. «Несколько лет назад Альфа-Банк предложил малому бизнесу уникальную программу лояльности — „Клуб клиентов“. Мы стали первыми, кто дополнил банковские продукты нефинансовыми сервисами и скидками. Например, индивидуальный предприниматель, только начинающий свое дело, может получить на старте экономию около 100 тыс. руб., воспользовавшись льготными условиями ведения онлайн-бухгалтерии, юридическими услугами, созданием „продающего“ сайта или интернет-магазина, запуском рекламы в интернете и соцсетях», — рассказывает господин Нагайцев.

Малый бизнес уходит в онлайн

Технологичность в век цифровизации экономики — наличие интернет/мобильного банка, по мнению управляющего ОО «Самарский» Альфа-Банка Сергея Нагайцева, это не роскошь, а необходимость, которая позволяет клиентам экономить время и в режиме online управлять своим бизнесом и распоряжаться деньгами. «Обслуживание малого бизнеса уходит в онлайн: клиентам МСБ, работающим в условиях жесткой конкуренции, важны скорость обслуживания и экономия времени и ресурсов, а это достигается за счет технологичных решений», — поясняет Сергей Нагайцев.

Так, в Альфа-Банке более 90% клиентов малого бизнеса совершают операции удаленно: открывают депозиты, проводят платежи, управляют кредитными продуктами, заказывают различные типовые справки (о размере остатков на счетах, об открытии счета и проч.) в интернет-банке. В 2018 году банк внедрил целый ряд технологичных сервисов для бизнеса: клиенты могут в онлайне в интернет-банке проверять статус зачисления срочных платежей, а также самостоятельно бесплатно получать электронные копии платежных поручений, заверенные банком.

Для старта бизнеса Альфа-Банк предложил клиентам онлайн-сервис: онлайн-помощник позволяет начинающим предпринимателям за 15 минут подготовить пакет документов для регистрации ИП или ООО в налоговой службе. Стало доступным оформление онлайн-сделок по депозитам юрлиц. «Благодаря этому в банке начали размещать средства компании и индивидуальные предприниматели из городов, в которых у „Альфы“ нет отделений. Перевод депозитных сделок корпоративных клиентов из „бумаги“ в онлайн позволил Альфа-Банку более чем в два раза нарастить объемы привлеченных срочных средств юрлиц за последние полтора года. Так, в Самарской области на 1 июля 2018 года портфель депозитов юрлиц достиг 4,6 млрд руб., увеличившись более чем в 2,5 раза в сравнении с аналогичным периодом 2017 года», — говорит господин Нагайцев.

Группа БКС, исследовав потребности бизнеса, создала цифровой банк «Сфера». В результате компания включила в «Сферу» пять востребованных онлайн-сервисов для бизнеса: бухгалтерию 6% и 15% УСН, банковские гарантии, электронный документооборот с выпуском электронной подписи, юридические консультации и финансовую аналитику.

«Как показали опросы клиентов банка, такой набор электронных помощников освобождает до 80% времени предпринимателя, которое ранее „съедала“ административная рутина. Среди перспективных сервисов, которые в будущем предложат банки предпринимателям, ожидаем решения в области подбора персонала, управления рекламой и продаж», — говорят в БКС.

Специальные уполномоченные

С 1 октября участники госзакупок должны иметь в уполномоченных банках спецсчета для размещения средств с целью обеспечения заявки на участие в закупках. По решению правительства РФ в том числе, Альфа-Банк и ВТБ включены в список уполномоченных банков для открытия спецсчетов в рамках 44-ФЗ.

«В октябре Альфа-Банк одним из первых среди уполномоченных банков предложил компаниям МСБ полноценную инфраструктуру для участия в госзакупках и закупках госкомпаний. Завершена интеграция со всеми девятью операторами электронных площадок, утвержденных правительством РФ для проведения государственных и корпоративных закупок в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ», — рассказывает Сергей Нагайцев. Так, банк установил взаимодействие с АО «Единая электронная торговая площадка», АО «Российский аукционный дом», АО «ТЭК-Торг», ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов», ООО «РТС-тендер», ООО «Электронная торговая площадка ГПБ», АО «Электронные торговые системы», АСТ ГОЗ и АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан». «Предложенное Альфа-Банком решение позволило нашим клиентам избежать неудобств и промедлений при переходе к режиму использования спецсчетов. Благодаря этому мы ожидаем приток новых корпоративных клиентов», — говорит Сергей Нагайцев.

ВТБ в качестве уполномоченного банка уже приступил к открытию специальных счетов и банковскому сопровождению контрактов для работы на электронных площадках. «Считаем, что сотрудничество с предприятиями в рамках данного направления еще будет активно развиваться», — отмечают в пресс-службе ВТБ.

Также в октябре Альфа-Банк запустил в интернет-банке сервис по разъяснению 115-ФЗ (закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для корпоративных клиентов). «Бизнесмены смогут детально изучить требования законодательства, применить их в отношении собственных операций, чтобы исключить риск нарушений. Данный сервис — первый этап клиентской информационной кампании Альфа-Банка. В ближайшее время функционал интернет-банка для корпоративных клиентов будет дополнен новыми решениями, направленными на разъяснение и практическое применение норм законодательства и поддержание комфортной для клиентов среды ведения бизнеса», — рассказывает Сергей Нагайцев.

Юлия Зотова из УБРиР уверена, что в 2019 году банки выйдут на новый уровень конкуренции. По ее словам, в приоритете будет дистанционное обслуживание, легкость получения услуг, уместность предложений.

Ани Айвазян

Вся лента