Между молотом и наковальней

Колонка редактора

Валерий Грибанов, редактор Guide ""Коммерсантъ" в Санкт-Петербурге. 25 лет"

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Рынок петербургских СМИ переживает эпоху потрясений. Какие-то издания меняют владельцев, какие-то закрываются, ушедшие журналисты пытаются создавать новые газеты и новостные сайты. Однако пока общий тренд оптимизма не добавляет: многие старые газеты теряют свое влияние, новым за читательскую аудиторию еще только предстоит бороться.

Недавно мне рассказали такой случай: представители инвестора, готового вложиться в новое СМИ, пришли на встречу с консультантами в области продвижения в интернете. Первый вопрос, который им задал консультант, был: "Для кого вы делаете это издание?" В комнате, где проходила встреча, повисла пауза: четко ответить на поставленный вопрос собравшиеся не смогли.

К сожалению, за годы новейшей истории российских средств массовой информации один из вопросов, на который многие руководители изданий так и не смогли найти ответ,— для кого они выпускают газету (новостной сайт, телеканал, журнал). А основы менеджмента и маркетинга говорят, что без четкого определения целевой аудитории создать конкурентоспособный продукт невозможно.

И это еще одна проблема современной журналистики: многие руководители и инвесторы СМИ не видят в издании бизнес-единицу, задача которой — зарабатывать деньги. Нередко среди представителей журналистского сообщества можно встретить презрительное отношение к идее зарабатывания денег. Опасаясь ставить рядом такие понятия, как "газета" и "коммерция", руководители изданий попадают в ловушку: не будучи способным зарабатывать на рекламе, мероприятиях, акциях, издание попадает в зависимость от "инвесторов", которые начинают диктовать газете свои правила игры. В общем, чтобы не продать душу дьяволу, ее пришлось подарить.

Оставаться по-настоящему независимым в освещении новостей, не идти на поводу у рекламодателя и в то же время уметь находить возможность для извлечения прибыли — задача невероятно сложная. Но газета "Коммерсантъ" и ее петербургский офис как самостоятельное хозяйственное подразделение доказали, что такое возможно.

Вся лента