В масштабах страны

Большие компании за искусство, науку и образование

Спонсорская политика крупнейших компаний в России — это не только спортивные мероприятия, которые, несомненно, дают максимальный охват самой широкой аудитории. На какие еще не столь очевидные проекты и почему готовы расщедриться российские компании, выяснял "Стиль. Инициативы".

Мария Сидельникова, Александр Щуренков

Сбербанк и инклюзивность

Сбербанк — один из крупнейших игроков в спонсорской сборной российских банков. Но в отличие от других, в его благотворительной деятельности нет спортивного интереса — буквально. "Дети, культура, ветераны, инвалиды — наши приоритеты. Профессиональный спорт в их число не входит",— отмечал президент банка Герман Греф. И все эти интересы сходятся в инклюзивных инициативах Сбербанка.

"Видеть невидимое" — проект для России уникальный. Совместно с ГМИИ имени Пушкина два года назад Сбербанк открыл первую выставку, на которой не просто можно, а нужно трогать картины. И не какие-нибудь, а сплошь шедевры из собрания Пушкинского музея. Тактильные копии "Благовещения" Боттичелли, "Мадонны с младенцем" Кранаха, "Старого еврея с мальчиком" Пикассо и других известных произведений были созданы c учетом особенностей и потребностей людей с нарушением зрения. "По отзывам самих незрячих, именно невозможность получить самостоятельный эмоционально-эстетический опыт лишает их желания ходить в музеи,— комментируют в пресс-службе Сбербанка.— На выставке "Видеть невидимое" у них появилась уникальная возможность получить индивидуальные впечатления. Картины с разной высотой рельефа и фактурой созданы по инновационной технологии объемной многослойной печати в Испании. Например, на портрете кожа человека гладкая, а одежда имеет шершавую текстуру". Инициативу Сбербанка поддержал худрук Театра наций Евгений Миронов. Он озвучил аудиогид к основной экспозиции.

"Искусство вслух" — еще одна важная инициатива Сбербанка в том же направлении. Это мобильное приложение с тифлокомментариями (аудиодескрипцией) для людей с нарушением зрения. Оно комментирует фильмы и спектакли. Идея появилась в 2017 году во время подготовки к театральному фестивалю "Золотая маска", который много лет поддерживает Сбербанк. Как это работает? "Приложение, доступное на устройствах, использующих операционную систему Android, после запуска синхронизируется с картинкой и озвучивает важные для восприятия моменты, описывая происходящее действие,— поясняют в пресс-службе Сбербанка.— По схожему принципу приложение работает и во время театрального представления. В театре на спектакле присутствует тифлокомментатор, его и слышит пользователь в своем наушнике. Но так как спектакль идет в режиме реального времени, возможны отклонения, комментарии могут поступать с небольшой задержкой". И это не беда, если вы смотрите и слушаете спектакль с такими рассказчиками, как Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд и Анатолий Белый. Для Сбербанка "Искусство вслух" — проект долгосрочный, и библиотека фильмов, спектаклей и сериалов постоянно пополняется. Из последних прибавлений — сериалы канала ТНТ.

ВТБ и велосипеды

Одним из главных направлений спонсорской деятельности ВТБ является спорт, и в амбициях банка — способствовать развитию высших спортивных достижений в России. Кроме того, ВТБ старается привлечь к спорту жителей столицы: городские велосипеды напрокат "Велобайк" — его инициатива. "Банк обратил внимание на велосипеды в 2012 году. Тогда в Москве на них ездили по городу лишь единицы,— напоминает Анна Лебедева, генеральный директор проекта "Велобайк".— Но было очевидно, что нагрузка на транспортную сеть в центре постоянно растет, необходим альтернативный способ передвижения на короткие расстояния. При этом велодвижение уже набрало популярность во многих городах Европы. Прокат велосипедов успешно заработал в Париже и Лондоне. Поэтому у администрации Москвы и банка возникла идея попробовать реализовать аналогичный проект и в столице России".

На старте проекта в 2013 году "Велобайк" обкатывали в пределах Садового кольца и в Хамовниках — 30 станций и 300 велосипедов. Сегодня эти показатели увеличены более чем в десять раз — 430 станций и 4300 велосипедов (с 2016 года появился и электровелопрокат), и стоянки теперь есть во всех округах Москвы.

"Со временем от желания просто прокатиться люди стали переходить к пониманию того, что на велосипеде можно поехать по делам,— добавляет Лебедева.— Комфортнее и быстрее преодолеть пару километров на велосипеде, чем спускаться в метро или стоять в пробке, а потом искать место для парковки. Доля деловых поездок постоянно растет. Количество москвичей, покупающих сезонные абонементы, ежегодно увеличивается приблизительно на 50%. При этом все больше людей используют велосипед два-три раза в день".

Цифры говорят сами за себя. Если при запуске было зафиксировано 65 тыс. поездок, то в 2017 году их было 2,4 млн, а в этом сезоне их число уже превысило 4 млн. Развивается и городская велоинфраструктура: при планировании транспортных узлов московские власти обязательно закладывают места для велостанций, велодорожек и парковок для частных велосипедов.

Финансирование осуществляется городом и ВТБ на паритетной основе. С банка — оборудование, и это ежегодная статья расходов. С города — операционные расходы. "Поддержка городского велопроката — важная часть социальной ответственности банка перед горожанами",— заключает генеральный директор "Велобайка".

"Роснефть" и шедевры

"Спонсорская и рекламная политика компании очень консервативная, мы не хотим разбрасываться на мелкие проекты,— объясняет вице-президент и пресс-секретарь компании "Роснефть" Михаил Леонтьев.— Так как у спонсорской деятельности во многом характер корпоративный, в первую очередь мы выбираем проекты в тех странах, где у нас есть свои интересы и отношения — либо завязывающиеся, либо уже сложившиеся. Например, мы спонсировали год китайской поэзии, потому что это в контексте наших плотных отношений с Китаем. С Италией у нас было серьезное партнерство долгие годы. Конечно, сейчас есть проблемы, связанные с обстоятельствами, не зависящими от наших партнеров, но мы все равно стараемся сохранять отношения. И второе — это выбор проектов: нас интересуют только уникальные, перфекционистские проекты".

Выставка "Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо" в ГМИИ имени Пушкина стопроцентно соответствует таким критериям. В любом музейном учреждении мира мечтали бы показать в своих стенах уникальные произведения из Токийского музея. Но гравюры и живопись на ширмах и раздвижных перегородках XVII-XIX веков слишком хрупки и восприимчивы к дневному свету: многие из них не то что никогда не выезжали за границы Японии, но и в принципе редко покидают музейные запасники, где для них созданы идеальные условия хранения. Как говорит директор Пушкинского музея Марина Лошак, мечты о такой выставке так и остались бы мечтами, если бы не поддержка "Роснефти", которая выступила генеральным партнером экспозиции.

135 шедевров эпохи Эдо, в том числе два наделенные статусом "национального сокровища Японии" — "Портрет Таками Сэнсэки" Ватанабэ Кадзана и ширма "Бог ветра и бог грома" Огаты Корина, девять "особо ценных объектов культуры" и "особо ценных предметов искусства", побывали в России, в ГМИИ имени Пушкина в сентябре и октябре. Музей брали штурмом — очереди стояли даже в будни в первой половине дня. Выставка проходила в два этапа, каждый — по месяцу, дольше работы гастролировать не могли.

"Это единственная такая выставка в мире, потому что все эти произведения в одном месте никогда не выставлялись,— продолжает Михаил Леонтьев.— И мы гордимся нашим участием, восхищаемся и ценим работу, проделанную ГМИИ имени Пушкина. Эффективность нашей поддержки мы могли оценить на выставке шедевров Рафаэля Санти в Пушкинском, и это тоже был уникальный проект и для мира искусства, и для нас. В целом экономическая ситуация сегодня сложная, и мы серьезно относимся к тратам. Да, это дорогие выставки, но они того стоят. И мы будем продолжать сотрудничество с Пушкинским музеем, ориентируясь на такие уникальные, штучные проекты".

"Норникель" и наука

Наука — это модно и престижно? "Да!" — говорит "Норильский никель" — крупнейший частный сподвижник науки в России. "Да, мы думаем о том, кто завтра будет работать инженером,— рассказывает Лариса Зелькова, старший вице-президент "Норникеля".— И не только в рамках нашей компании, но и в стране в целом. Мы заинтересованы в создании такой общественной среды, когда изучать математику, биологию и физику становится не просто интересно, а модно".

И слова не расходятся с делом. "Норникель" ежегодно организует фестивали научных открытий Arctic Wave — самое масштабное научно-популярное событие Заполярья; марафон "АрктикPro" — для школьников 7-10-х классов, живущих в регионах присутствия компании и интересующихся наукой и технологиями; конкурс юных изобретателей "I make". С 2015 года компания стала генеральным партнером Всероссийского фестиваля науки, который проводит МГУ имени Ломоносова. Лариса Зелькова отмечает, что это не просто спонсорство, а полноценное участие и в выборе площадки, и в разработке тематики и программы фестиваля. В текущем году финансовая помощь "Норникеля" составляет 35 млн руб.

"Мы, как крупный работодатель, заинтересованы в том, чтобы молодое поколение выбирало для себя сферу деятельности, связанную с наукой. И нам кажется, что наиболее правильный способ вовлечь молодежь в науку — показать, что это большой, увлекательный и очень интересный мир. Интерес к науке в дальнейшем может перерасти в профессию. Мы считаем, что для качественного развития российским компаниям нужны инженеры нового поколения",— заключает Лариса Зелькова.

СИБУР и регионы

Проект межрегионального взаимодействия в области современного искусства "Немосква" рассчитан на 2018-2022 годы, но сама идея живет с 2007-го, когда он был придуман как большая межрегиональная инициатива, направленная на изучение локального культурного опыта городов и регионов России в контексте глобального понимания современности. Если еще десять лет назад фокус деятельности ГЦСИ-РОСИЗО был направлен на осмысление роли центра, то сегодня основной пафос проекта сместился на роль локальных инициатив и глобального контекста для них, чтобы сделать конкретную культурную ситуацию, в которой живут удаленные от столицы города, видимой всему миру. В этом году в 28 городах России прошли региональные исследования и портфолио-ревю для художников с участием 50 ведущих кураторов и специалистов в области современного искусства и гуманитарных наук из России, Бельгии, Швейцарии, США и других стран, а также международный симпозиум, образовательные мероприятия и передвижная выставка "Большая страна — большие идеи". "Проект "Немосква" по-настоящему партнерский, в его создании приняли участие Благотворительный фонд Владимира Потанина, благодаря программам которого переформатировали свою деятельность десятки музеев по всей стране, представительство Европейского союза в РФ, которое реализует программу "Культурная дипломатия" и поддержало лекционную программу симпозиума, и Агентство стратегических инициатив,— отмечает один из организаторов директор по региональной работе ГЦСИ-РОСИЗО Алиса Прудникова.— При этом многолетний партнер РОСИЗО — компания СИБУР, которая поддерживает Уральскую индустриальную биеннале, в проекте "Немосква" оказывала всестороннюю помощь в городах присутствия, а еще организовала специальную программу для экспертов в Тобольске".

Поддержка культурных инициатив для СИБУРа — одно из шести направлений благотворительной программы "Формула хороших дел", которую развивает компания. Ее цель — это устойчивое социальное развитие городов, связанных с деятельностью компании, поэтому при отборе любых проектов важна их актуальность для территорий и местных жителей, возможности системного и долгосрочного эффекта. Также проекты рассматриваются с точки зрения их вклада в развитие комфортной городской среды. "В части культуры мы выделяем два приоритетных направления,— поясняет Ирина Бурбо, менеджер благотворительной программы СИБУРа "Формула хороших дел".— Первое — это создание возможностей интересного и разнообразного досуга для жителей городов. Второе — образование и развитие представителей творческих профессий и менеджеров в области культуры. Благодаря нашему статусу официального спонсора в маршрут "Немосквы" попал один из ключевых городов для СИБУРа — Тобольск. Сейчас в нем живет и работает более 5 тыс. сотрудников компании, реализуется крупнейший инвестпроект — строительство нефтехимического комплекса "Запсибнефтехим". Эксперты проекта "Немосква" приняли участие в круглом столе "Культура и территория", где дали множество рекомендаций по развитию культурной среды города, на которые мы будем ориентироваться".

Не забудьте сходить на выборы

В новом номере "Стиль. Инициативы" — интервью с Маурицио Каттеланом и рассказ о первом всероссийском конкурсе молодых художников. Виртуальная экскурсия по новой выставке Баскья и Шиле в Fondation Louis Vuitton и интервью с Еленой Евстафьевой, основательницей фонда Villa Lena в Тоскане. Также мы рассказываем о том, как большие российские промышленные компании поддерживают развитие современного искусства в регионах, организуют благотворительные марафоны и прочие инициативы в помощь детям, активно занимаются работой над улучшением экологической ситуации в городах присутствия крупных производств. Сразу несколько материалов посвящены экологии: речь идет не только о социальной ответственности брендов на международном уровне, но и о том, что можно сделать на уровне бытовом — начинать всегда стоит с малого, каждый сможет внести посильный вклад, просто начав сдавать батарейки, бытовую технику, пластиковые бутылки, старые одежду и постельное белье на переработку.

Приз первой премии "Коммерсантъ Инициативы". Изготовлен Epic Jewellery

Особый блок посвящен чрезвычайно популярной в последние несколько лет инициативе: модные, часовые и ювелирные бренды, а также целые люксовые концерны, в которые они входят, стараются привлечь внимание к редким и исчезающим ремеслам. Для того чтобы не дать уникальным техникам исчезнуть, они обеспечивают мастеров работой, устраивают масштабные выставки и дни открытых дверей, где можно увидеть кропотливый ручной процесс производства изделий, открывают пространства мастерских, раньше закрытые от глаз посетителей.

Некоторые из тех, о ком мы рассказываем в новом номере,— номинанты на первую премию "Коммерсантъ Инициативы", которая вручается за лучшие в 2018 году проекты компаний и частных лиц в области культуры, экологии и благотворительности. На выбор тех, кто станет лауреатом, можете повлиять и лично вы. Одновременно с выходом этого номера запускается читательское голосование. Выбор читателей в категориях "Культура", "Благотворительность", "Экология" и "Личный вклад" будет объявлен в конце ноября на сайте проекта. Тогда же станет известен выбор жюри. Проголосовать можно до 18 ноября.

Вся лента