Беспошлинный компромисс

Партнерство

Нефтегазовый вопрос можно считать ключевым в отношениях России и Белоруссии. Странам регулярно приходится искать взаимоприемлемые решения проблем, возникающих в этой сфере. В последние несколько месяцев в отношениях Москвы и Минска росло напряжение из-за намерения России прекратить беспошлинный экспорт нефтепродуктов в Белоруссию. В конце сентября в Сочи президенты РФ и Белоруссии пришли к компромиссу, конфликт был урегулирован. Но он может разгореться снова в любой момент: стороны начинают обсуждение компенсации Белоруссии потерь от налогового маневра в РФ.

Споры России и Белоруссии по энергетическим вопросам возникают несколько раз в год

Фото: Виктор Драчев / ТАСС

Нефтепродуктоповод

О том, что Россия собирается с четвертого квартала текущего года ограничить беспошлинные поставки нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов (СУГ) Белоруссии, в начале августа сообщило агентство Reuters со ссылкой на протокол изменений к двустороннему межправительственному соглашению и пояснительную записку «Белнефтехима». Из пояснительной записки следовало, что основная причина сокращения поставок — потери российского бюджета в условиях увеличивающегося объема вывоза нефтепродуктов.

Чуть позже министр энергетики РФ Александр Новак открыто высказался о нецелесообразности российских поставок топлива в союзную республику. «В целом предусмотрены индикативным балансом нулевые цифры по поставкам нефтепродуктов из России в Беларусь, потому что Белоруссия обеспечивает себя полностью за счет переработки российской нефти собственными нефтепродуктами. В этой связи экономической целесообразности в том, чтобы поставлять российские нефтепродукты Белоруссии, нет»,— сообщил он журналистам.

Самостоятельно Белоруссия добывает, по разным оценкам, всего около 1,5 млн тонн нефти в год. Поэтому поставки российского сырья ей жизненно необходимы. Ежегодный экспорт нефти из России в сопредельную страну может достигать 24 млн тонн, что существенно превышает ее внутренние потребности, которые оцениваются примерно в 5–6 млн тонн в год. Зато остальное сырье перерабатывается на белорусских заводах и нефтепродукты вывозятся за границу. Такой топливный экспорт составляет значительную часть доходов белорусского бюджета. Поэтому для Минска с его нежизнеспособной экономикой поставки российской нефти чрезвычайно важны.

В прошлом году Россия фактически поставила в Белоруссию 18 млн тонн, на текущий год объем поставок определен такой же. При этом в рамках единого таможенного пространства эти поставки не облагаются пошлинами. Кроме того, несмотря на наличие своих достаточно серьезных мощностей по переработке нефти, Белоруссия импортирует и российские нефтепродукты. И импорт этот в последние годы рос. По данным Белстата, за первые пять месяцев 2018 года Белоруссия импортировала из России нефтепродуктов на $677,6 млн, что вдвое больше уровня аналогичного периода 2017 года.

Поскольку в соответствии с межправительственными соглашениями от 2017 года Белоруссия может импортировать из РФ 24 млн тонн нефти в год для переработки, а фактически ввозит 18 млн тонн, тогда стороны договорились, что экспортные пошлины на остальные 6 млн тонн будут направляться в белорусский бюджет. Александр Лукашенко назвал такую схему «перетаможкой». А так как Белоруссия покупает российскую нефть без экспортных пошлин, это позволяет Минску существенно увеличить доходы от экспорта нефтепродуктов.

Поэтому неудивительно, что, когда появилась информация о том, что Россия собирается ограничить беспошлинные поставки Белоруссии нефтепродуктов и СУГ, Александр Лукашенко раскритиковал действия Москвы в отношении братской республики. В частности, белорусский президент обвинял Москву в том, что она не выполняет обязательства в рамках Евразийского экономического союза и выдвигает к Белоруссии требования как к «вассалу». «У нас сейчас тяжелый период: россияне ведут себя варварски по отношению к нам, публично об этом говорю»,— заявил Александр Лукашенко.

Напомним, история беспошлинных поставок в Белоруссию российских нефтепродуктов началась с подписания пакета соглашений о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) — одного из этапов реализации евразийского интеграционного проекта. Соглашения были заключены 9 декабря 2010 года. В результате Белоруссии была обещана отмена пошлины на нефть и нефтепродукты за год до старта ЕЭП — с 1 января 2011 года, если к этому времени Минск ратифицирует пакет соглашений по ЕЭП.

В последние месяцы отношения между Москвой и Минском накалялись. Было из-за чего: Россия начала процесс завершения налогового маневра в нефтяной отрасли, в ходе которого к 2024 году будут отменены экспортные пошлины на нефть, а это предполагает поставку нефти Белоруссии по мировым ценам. К тому же Александр Лукашенко рассчитывал на снижение цены на газ из России до внутрироссийского уровня. При этом профильные министерства в России были настроены на прекращение реэкспортных поставок решительно, отмечая, что из-за беспошлинных поставок нефтепродуктов в Белоруссию российский бюджет в 2017 году потерял 10 млрд руб. и примерно столько же — в первом полугодии текущего года.

Высокие отношения

Но скандал потерял остроту, когда президенты двух стран встретились в Сочи. По окончании встречи стало известно, что Москва смягчила свою позицию в отношении поставок нефтепродуктов: белорусский президент объявил, что Белоруссия и Россия выработали варианты решения вопросов с «перетаможкой» и поставкой темных нефтепродуктов. «Самый главный вопрос, который обсуждался, был связан с возвратом денежных средств от "перетаможки" сырой нефти в белорусский бюджет. А также вопрос переработки в Беларуси темных нефтепродуктов, к примеру мазута, который покупался нашими компаниями у российских, перерабатывался, а нефтепродукты реализовывались на белорусском и зарубежных рынках»,— отметил президент РБ.

В этом вопросе Минск пошел на уступки. Стороны зафиксировали нулевые индикативные балансы по поставкам темных нефтепродуктов до конца 2019 года, что означает, что РФ не будет поставлять в Белоруссию темные нефтепродукты до 2020 года. Как пояснял Александр Новак, протокол предусматривает также запрет на поставки бензина и дизельного топлива, с тем чтобы сохранить пропорции и доходы бюджетов в соответствии с ранее запланированными показателями. В обмен на эти уступки Минск рассчитывает на компенсацию потерь белорусского бюджета из-за российского налогового маневра. Консультации Россия и Белоруссия начнут 1 ноября.

При этом Белоруссия в октябре получила $263 млн в рамках «перетаможки» нефти, задержанные Россией с июля. К тому же, как сообщил 20 октября первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов, РФ закладывает в бюджет 2018 года перечисление Белоруссии дополнительно 27 млрд руб. экспортных пошлин из-за роста цен на нефть.

По мнению заместителя директора аналитического департамента компании «Альпари» Анны Кокоревой, вряд ли выпадающие доходы российского бюджета, на которые ссылался Александр Новак, являются основной причиной обострения отношений между Россией и Белоруссией. Она считает, что потеря российским бюджетом примерно 12 млрд руб. из-за беспошлинных поставок Белоруссии не является критической. Главная причина в том, что Россия не получает от Белоруссии той геополитической лояльности, которой от нее ждет. При этом, поскольку емкость внутреннего рынка Белоруссии составляет 6–7 млн тонн нефтепродуктов, основной объем поставляется на украинский рынок. «Вследствие того, что сейчас в Украине остановлены многие НПЗ, Белоруссия продает Украине нефтепродукты по завышенной цене. Минску такая торговля сегодня очень выгодна»,— говорит эксперт.

Москва и в дальнейшем в той или иной мере будет делать уступки Белоруссии, продолжая беспошлинные поставки нефтепродуктов, полагает Анна Кокорева. «Лукашенко старается только в интересах своей страны, и он понимает, что из бывших стран СНГ у России осталось не так много союзников. И он этим пользуется и будет пытаться и дальше выбивать дополнительные преференции для своей экономики»,— заключает она.

Эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев уверен, что Россия использует ограничения поставок нефти как рычаг давления по вопросам долгов Белоруссии за поставляемый газ и при торге о цене поставок.

Что касается перспектив отношений двух стран, Алексей Калачев считает, что, поскольку у России и Белоруссии, кроме друг друга, не так много близких союзников, «наши страны обречены на поиск взаимоприемлемых решений по спорным вопросам, в том числе в нефтегазовой сфере. Как и в прошлые годы, после торга за собственные интересы стороны неизбежно придут к компромиссу, который каждая выдаст за свою победу. Такова политика».

Константин Анохин

Вся лента