В Сочи на подводных крыльях

Минтранс планирует открыть пассажирское водное сообщение вдоль черноморского побережья

В 2019 году между Новороссийском и Сочи, а также между Ялтой и Севастополем могут пустить пассажирские скоростные суда «Кометы» на подводных крыльях. За сезон на этих двух маршрутах планируется перевезти около 2,3 млн человек. С целью поддержки компаний-перевозчиков Минтранс РФ готов субсидировать часть их затрат из федерального бюджета. Мнения экспертов разделились: одни считают, что водное сообщение между городами станет востребованным благодаря приемлемой цене и сокращению времени в пути, другие полагают, что проект не имеет будущего, так как зависим от федеральных субсидий.

Экономику рейсов «Кометы 120М» между черноморскими городами еще предстоит просчитать

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Министерство транспорта РФ подготовило проект постановления правительства, утверждающий правила предоставления федеральных субсидий на осуществление скоростных пассажирских перевозок в Азово-Черноморском бассейне. В настоящее время документ находится в стадии общественных обсуждений и независимой антикоррупционной экспертизы. Речь в постановлении идет о субсидировании части затрат компаний, которые займутся пассажирскими перевозками в Черном и Азовском морях на скоростных судах на подводных крыльях «Комета 120М».

Планируется, что благодаря субсидированию в 2019 году откроются скоростные перевозки по маршрутам Новороссийск—Сочи и Севастополь—Ялта. Судно вместимостью 120 человек будет осуществлять два рейса в день с мая по сентябрь. Добраться из Новороссийска в Сочи и в обратном направлении можно будет за 1 час 40 минут. Стоимость рейса планируется установить на уровне 500 руб. За сезон в планах разработчиков документа перевезти 2,3 млн человек.

Деньги на субсидирование морских пассажироперевозок предполагается изыскать за счет перераспределения средств из госпрограммы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013–2030 годы». Ожидается, что реализация данного проекта возобновит производство на отечественных верфях «Комет 120М», остановленное в 90-х годах, и привлечет 117 млн руб. налоговых платежей (62 млн — в федеральный бюджет, 55 млн — в региональные и местные бюджеты).

По оценке аналитика АО «Открытие Брокер» Тимура Нигматуллина, проект запуска судов на подводных крыльях призван в первую очередь решить сложную транспортную ситуацию, которая возникла в Краснодарском крае в последние годы. К примеру, железнодорожное сообщение между Новороссийском и Сочи идет через Краснодар (прямого сообщения нет), однако дорожная сеть перегружена, констатирует он. При этом развитие транспортной инфраструктуры затруднено из-за сложного рельефа и плотности населения, что требует огромных федеральных расходов на строительство новых дорог. «Только автотрасса Джубга—Сочи оценивается минимум в 1,2 трлн руб. Логично, что правительство ищет обходные пути. Субсидирование морских перевозок даже на протяжении десятилетий обойдется во много раз дешевле. Помимо этого, популяризация водного транспорта рано или поздно приведет к экономии средств из-за эффекта масштаба, если их удастся сделать массовыми»,— говорит господин Нигматуллин.

По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент»Дмитрия Баранова, на первых порах компаниям-перевозчикам не стоит ждать значительного пассажиропотока, поэтому без федерального субсидирования не обойтись. Но росту числа желающих совершить поездку вдоль побережья, считает он, будет способствовать привлекательная цена. Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал отмечает, что сегодня пассажирское сообщение между Сочи, Новороссийском и Туапсе занимает много времени, а водные маршруты значительно сократят время в пути, а значит — будут востребованы.

«Не уверен, что предложение возобновить пассажирское сообщение на скоростных судах между городами черноморского побережья пройдет отбор в список проектов на финансирование. Конечно, время поездок на этих маршрутах сократится, но я не уверен, что это даст сопоставимую с затратами экономическую отдачу»,— не соглашается эксперт-аналитик «Финама» Алексей Калачев. По его словам, экономика, основанная на субсидиях,— это тупиковый путь, который существует, только пока есть лишние деньги, и рано или поздно он заканчивается вместе с ними.

Дмитрий Михеенко, Краснодар

Вся лента