«Западные демократии проходят испытание Саудовской Аравией»

Максим Юсин — об убийстве журналиста Джамаля Хашокджи

Власти Турции фактически обвинили власти Саудовской Аравии в убийстве оппозиционного журналиста Джамаля Хашокджи на территории генконсульства страны в Стамбуле. По мнению обозревателя “Ъ” Максима Юсина, эта зловещая история может иметь катастрофические последствия для имиджа королевства, которая до сих пор пользовалась практически неограниченной поддержкой западных держав.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Принято считать, что политика — вещь циничная, и во имя своих стратегических интересов мировые державы могут закрывать глаза на многие принципы. Именно так долгие годы происходило в отношениях ключевых западных государств, в первую очередь, США с Саудовской Аравией. Когда речь заходит об этой стране, где правит один из самых авторитарных режимов на планете, американцы и европейцы крайне неохотно вспоминают об отсутствии демократии, жестоком преследовании оппонентов и авантюристической, подчас агрессивной внешней политике, которую проводят власти ваххабитского королевства.

Ни в Вашингтоне, ни в европейских столицах никто особо не возмущается войной в Йемене, которую ведет возглавляемая саудовцами коалиция. Хотя в ходе этой войны гибнут тысячи мирных жителей, а жертвами авиаударов союзников становятся то гости свадьбы, то пациенты в больнице, то пассажиры школьного автобуса. Никто на Западе не протестовал и в июне прошлого года, когда саудовцы под невнятным предлогом ввели жесточайшую блокаду Катара.

Почему не возмущались, почему не протестовали, понятно. Саудовская Аравия — это и поставщик нефти, и гарантированный покупатель новейших вооружений (что имеет особое значение для США), и надежный союзник в противостоянии с шиитским Ираном (что опять-таки актуально, в первую очередь, для администрации Дональда Трампа). Но любые соображения реальной политики отступают в сторону, когда затронуты действительно знаковые, основополагающие принципы того или иного общества. Так, во всяком случае, должно быть в теории. Как окажется на практике, мы увидим в ближайшие дни и недели.

Убийство в здании генконсульства оппозиционного журналиста Джамаля Хашокджи, критиковавшего политику саудовского наследного принца Мухаммеда бен Сальмана, расчленение его тела (именно такую версию озвучивают турецкие полицейские) — это именно такой знаковый момент для любого цивилизованного общества.

И мне сложно представить, что будут отвечать президент Франции Эмманюэль Макрон или канцлер Германии Ангела Меркель, если на какой-нибудь пресс-конференции им зададут вопрос: «Почему вы, как ни в чем не бывало, поддерживаете отношения с режимом, санкционировавшим зверское убийство неугодного журналиста, как вы можете поставлять в эту страну оружие, поддерживать ее во всех региональных конфликтах?».

Мне интересно будет понаблюдать за тем, как станут выходить из этой ситуации лидеры Франции и Германии. Не менее интересно, что будет говорить о судьбе Джамаля Хашокджи президент Трамп, сделавший сотрудничество с Саудовской Аравией одним из ключевых пунктов своей стратегии на Ближнем Востоке.

В какой-то степени для западных лидеров наступает момент истины.

Если они не сумеют найти достойный выход из деликатной, крайне неприятной ситуации, их моральный авторитет окажется серьезно подорван. И после этого им будет гораздо сложнее критиковать за нарушения прав человека власти Венесуэлы, Ирана, Китая или той же России. Ведь в ответ им всегда можно будет напомнить о саудовском союзнике, который ведет себя гораздо более вызывающе. Но никому на Западе не приходит в голову наказывать его за это. Думаю, не будет большим преувеличением сказать: именно сейчас западные демократии проходят испытание Саудовской Аравией.

Вся лента