ПАО показали социальную эффективность

В публичной нефинансовой отчетности

Агентство АК&М оценило информационную открытость крупнейших российских компаний в части показателей устойчивого развития. При этом только десятая часть из всей выборки раскрывает эти показатели по международным стандартам. Между тем в ближайшие годы у крупнейших компаний может возникнуть законодательная обязанность публично раскрывать ряд нефинансовых показателей. Это мировой тренд, востребованный инвесторами, однако в российских реалиях финансовый результат компании гораздо более значим, чем ее социально-экологические показатели.

Фото: Сергей Михеев, Коммерсантъ

Информационно-аналитическое агентство АК&М проанализировало открытые данные по нефинансовым показателям крупнейших российских компаний за 2017 год. Рассматривались годовые отчеты, отчеты об устойчивом развитии, консолидированная финансовая отчетность, а также анкетные данные. Агентство отмечает, что немногие из рассмотренных компаний публиковали в 2017 году ежегодные отчеты об устойчивом развитии по международным стандартам — лишь 34 участника рынка из 300 рассмотренных. «Большинство осуществляет раскрытие частично, через публикацию раздела об устойчивом развитии в годовом отчете»,— отмечают авторы исследования.

Под устойчивым развитием понимается развитие компаний в соответствии с бизнес-моделью, в которой учтены не только экономические, но и социальные и экологические факторы. Отчетность об устойчивом развитии — одна из составляющих публичной нефинансовой отчетности.

По итогам анализа АК&М составило рэнкинг социальной эффективности компаний. Она рассчитывалась с использованием двух групп показателей: социального эффекта деятельности (сумма выплат бюджету, на благотворительные цели, затрат на защиту окружающей среды, выплаты работникам с учетом коэффициента вовлечения рабочей силы) и нагрузки на экологию (объем загрязнений воздуха, воды; твердые отходы, скорректированные на уровень токсичности отходов). Социальная эффективность компаний — показатель, отражающий отношение первого из них ко второму.

Рэнкинг возглавила компания МТС, чей вклад в общественное развитие в расчете на единицу нагрузки на экологию оказался наиболее высоким. Кроме того, в топ-15 вошли компании «Российские сети», «Ростелеком», «Сахалин Энерджи», «Сургутнефтегаз», НОВАТЭК, ЛУКОЙЛ, «Аэрофлот», СИБУР, «Роснефть», «Газпром», АФК «Система», «Акрон», «Куйбышевазот» и «Квадра».

В настоящий момент проект закона «О публичной нефинансовой отчетности» находится в стадии оценки регулирующего воздействия. Если он будет принят, то раскрытие нефинансовых показателей, в том числе и устойчивого развития, для некоторых категорий компаний (госкорпораций, госкомпаний, ПАО и др.) уже в 2019–2020 годах станет обязанностью (см. “Ъ” от 12 февраля). Как отмечается в паспорте законопроекта, индексы и рейтинги в сфере устойчивого развития ориентируют «инвесторов, госструктуры и общественные организации на принятие решений относительно оценки деятельности организаций». «Все больше глобальных инвесторов реализуют принципы ответственного инвестирования. Учет нефинансовых показателей — это мировой тренд, и, если мы не хотим отстать в инвестиционной привлекательности, мы должны ему следовать»,— уверен директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Management Денис Спирин. По его словам, этот тренд вовсе не противоречит идее доходности — если компания успешна в социально-экологической сфере, то «это является признаком хорошего менеджмента в целом», с чем напрямую связан хороший финансовый результат. Впрочем, по словам заместителя исполнительного директора Ассоциации профессиональных инвесторов Ивана Максимова, публичная нефинансовая отчетность пока не в списке наиболее острых и актуальных тем. Тем не менее, по его словам, «в условиях законодательных ограничений возможности получать информацию об обществе даже показатели нефинансового характера помогают инвесторам лучше понять, что происходит в компании». Начальник управления аналитических исследований УК «Уралсиб» Александр Головцов полагает, что в российских реалиях такого рода отчетность «пишется скорее для комплаенс-служб и юристов». К ней относятся по большей части как к формальности, на котировки эти отчеты не влияют, считает он.

Мария Сарычева

Вся лента