«Мы оказываемся между молотом и наковальней»

Адвокаты в эфире “Ъ FM” — о законопроекте Росфинмониторинга о доносе на клиентов

Адвокаты не хотят доносить на своих клиентов государству. Федеральная палата адвокатов направила отрицательный отзыв на законопроект Росфинмониторинга. Документ обязывает защитников сообщать регулятору о подозрительных операциях их клиентов. Доносить на своих доверителей адвокатам придется тайно. Если юрист откажется это делать, его смогут лишить адвокатского статуса. Опрошенные «Коммерсантъ FM» представители адвокатского сообщества уверены: ограничение юридической тайны лишает смысла саму профессию адвоката.

Александр Ермоленко, партнер юридической фирмы "ФБК Право": «Сотрудничество с государством в том смысле, что в каких-то случаях адвокаты обязаны доложить, такое действительно существует и в развитых юрисдикциях тоже, но это немножко иначе устроено. Они докладывают внутри своего адвокатского образования, то есть они не приходят к следователю и не рассказывают, что мой подзащитный мне рассказал то-то и то-то. Понятно желание мониторинга облегчить себе работу, банковская тайна постепенно размывается, аудиторская тайна постепенно размывается. Вот адвокатская тайна, видимо, тоже».

Наталья Сумма, адвокат Московской коллегии адвокатов "Легис Групп": «Если адвокатская тайна нивелируется, то каким образом мы сможем защитить от правоохранительных органов тех же самых, обвинений в отмывании денежных средств и так далее? Это предмет доказывания, это работа правоохранительных органов, а не раскрытие адвокатской тайны или попрание ее авторитета. Безусловно, адвокатская тайна должна оставаться, и нивелирование ее просто приведет к нарушению принципов права государства в частности».

Андрей Зеленин, управляющий партнер адвокатского бюро Lidings: «Поскольку мы, как адвокаты, обязаны хранить адвокатскую тайну, мы оказываемся между молотом и наковальней. И говорить о том, что в законодательстве будут четко установлены случаи, когда приоритет имеет адвокатская тайна, либо требование регулятора, в принципе возможно. Поэтому самые очевидные последствия — это некая череда скандалов между адвокатами и клиентами, адвокатами и регуляторами с точки зрения выполнения требований Росфинмониторинга, либо соблюдение законодательства об адвокатской тайне».

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Сейчас адвокаты, которые заключают сделки с недвижимостью от имени клиента или управляют его активами, должны зарегистрироваться на официальном сайте Росфинмониторинга. Регулятор также пытается обязать юристов заполнять подробные анкеты на своих доверителей.

Сергей Гусев

Вся лента