Миру — Рим

"Bvlgari. Очарование женственности" в Кремле

Игорь Гребельников

Выставка Bvlgari в Музеях Кремля кроме заголовка "Очарование женственности" имеет и подзаголовок — "Великолепие римских драгоценностей". Две темы — женщина и Рим — связаны в ней воедино. Беспрецедентная по размаху и качеству экспозиция, собравшая сотни украшений, рассказывает историю знаменитой ювелирной марки и обрамляет ее интригующим феминистским контекстом.

Так повелось, и, наверное, этого уже не изменить, что предложение руки, сердца и всего, что за этим следует, исходит обычно от мужчины. Считается, что грош цена этим авансам, если они не подкреплены драгоценным подарком. По крайней мере, против этой ролевой модели, веками утверждавшейся в обществе и в культуре (прежде всего самими мужчинами), женщины обычно не возражали. В этом была не только эмоциональная, но и практическая сторона: любовный мираж мог развеяться, но подарок точно не терял в цене.

Куратор кремлевской выставки, директор департамента наследия Bvlgari Лючия Боскаини вроде бы не сомневается в том, что бриллианты — лучшие друзья девушки, но добавляет, что это еще и доспехи, и трофеи в борьбе женщин за свои права. Так и пишет в каталоге, что выставка "рассматривает украшения в широком контексте побед женщины и ее меняющейся роли в обществе".

Кураторами выставки Bvlgari выступил женский дуэт — Лючия Боскаини и директор Музеев Кремля Елена Гагарина. В залах Успенской звонницы (с них начинается выставка) и Патриаршего дворца — бархат, золотые нити, кружевная позолота. Благоухание ароматов от парфюмеров Bvlgari. Анимированные проекции украшений на стенах (идеальный фон для селфи), на мониторах — мерное движение кадров с принцессами, актрисами, моделями в украшениях Bvlgari. Это фотографии, выполненные лучшими мастерами классического "глянца" — от Эдварда Стайхена до Ирвина Пенна. Наконец, витрины с драгоценностями, будто парящими в воздухе. Ощущение, что ты внутри дивного калейдоскопа, меняющегося с каждым движением глаз.

Тиара из платины с аквамаринами и бриллиантами, 1935 год, частная коллекция

Фото: Courtesy of Bvlgari

Возможно, куратор-мужчина сделал бы более строгий отбор экспонатов, и это было бы ошибкой. История марки Bvlgari насчитывает немногим более 130 лет, но на выставке она выглядит предельно насыщенной. Грек Сотирио Булгари, спасаясь от притеснений турок, устремился к итальянским берегам. После недолгого пребывания в Неаполе серебряных дел мастер в 1881 году направляется в Рим, тогда главную достопримечательность мира и уже столицу Италии, где через три года открывает лавку в бойком туристическом квартале. Пряжки, пояса, ожерелья, обыгрывающие византийские и арабские орнаменты, украшенные древними монетами. В 1905 году Булгари размещает свой магазин в просторном помещении на улице Кондотти, 10 — теперь это образец для бутиков Bvlgari по всему миру, а тогда он назывался Old Curiosity Shop, "Лавка древностей", как роман Диккенса, и в нем действительно было что-то от музея.

Ювелира вдохновлял не только Вечный город, но и Древняя Греция. Балеты Дягилева на античные сюжеты, платья Марио Фортуни по лекалам с древнегреческих статуй, туники Поля Пуаре — украшения Булгари заметили на общем фоне самые модные особы. Талант ювелира во всем следовать времени и украшать его сделал славу марке.

Ожерелье из платины и золота с тремя золотыми византийскими шиллингами (solidus), две монеты по бокам — времен правления императора Юстиниана II (565-578 гг. н. э.), одна монета в центре — времен правления императора Льва I (462-466 гг. н. э.), и бриллиантами, 1966 год, коллекция наследия Bvlgari

Фото: Courtesy of Bvlgari

Выставка подробно иллюстрирует женскую эмансипацию в моде на материале булгариевских украшений. Вот расчетливая геометрия ар-деко (платина и бриллианты, ничего лишнего). Вот роскошь belle epoque, вот annees folles с балами-маскарадами и усыпанными бриллиантами диадемами: тут Bvlgari уже уверенно занимает свою нишу, выработав узнаваемый стиль, в котором крупные кабошоны (сапфиры, рубины, изумруды) словно подсвечены россыпью бриллиантов. Дела марки шли и во время войны. Но вот снова мир: 1950-е названы периодом "великолепия цвета", на смену платине приходит желтое золото, которое мягко уравновесило буйство цветовых комбинаций, сочетаний матовых и прозрачных камней. В эпоху dolce vita украшения Bvlgari попадают на экраны по обе стороны Атлантики. Среди преданных поклонниц марки — Элизабет Тейлор, Анна Маньяни, Джина Лоллобриджида, Анита Экберг: украшения из их коллекций есть на выставке. 1960-е — эпоха "детей цветов" и сексуальной революции: тут много экзотического, вычурного, отсылающего к эстетике украшений хиппи, и эти мотивы еще не одно десятилетие будут отзываться в массивных, ярких и все более сложно исполненных вещах Bvlgari. Выставка очень внятно показывает эволюцию стиля итальянской марки, рассказывает о знаковых коллекциях и ключевых темах Bvlgari. Цветы, змеи, древние монеты, банты, гирлянды, сумочки из драгметаллов, усыпанные камнями и напоминающие по форме дыню, украшения-трансформеры, аксессуары с использованием шелка и фарфора — словом, своя вселенная. И ее великолепие вполне подтверждает максиму: "Чего хочет женщина, то угодно Богу". Бог знает, чего они хотят.

Вся лента