Зрительской фантазии дают свободу

Как новый формат сериалов повлияет на индустрию

Зрители смогут управлять сюжетом в сериалах и фильмах: по данным агентства Bloomberg, компания Netflix готовится к запуску интерактивного телевидения. Протестировать технологию можно будет в декабре, когда выйдет новый сезон «Черного зеркала». Как этот механизм работает? И за ним ли будущее? Разбирались Анастасия Ройзман и Яна Лубнина.

Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ

Как часто возникает недовольство тем или иным поворотом сюжета в любимом сериале? Что-то кажется слишком банальным и очевидным, а что-то, наоборот, чересчур фантастичным. А иногда просто хочется спасти любимого персонажа от приближающейся опасности. Компания Netflix придумала, как удовлетворить любые запросы. Убить ли главного героя? Арестовать его? Лишить его девушки? Или закончить все свадьбой и хэппи-эндом? Отныне зрители смогут сами решать, по какому сценарию должны разворачиваться события.

В Netflix надеются, что благодаря новой технологии пользователи будут больше включены в просмотр. Уже сейчас на портале тестируют интерактивный проект, но предназначен он только для детей, рассказал обозреватель сайта «Кино-Театр.Ру» Алексей Филиппов: «Можно уже сейчас посмотреть частично интерактивный мультфильм "Кот в сапогах", в котором можно выбирать сюжет. Это история, которая разбита на главки, и после каждого эпизода зрителю предлагают выбрать, про кого, условно говоря, смотреть дальше — про кота в сапогах и великана или кота в сапогах и клад. В тех интерактивных сериалах, которые уже есть, как минимум, это "Мозаика" Стива Содерберга, возможность выбора осуществляется таким образом: может существовать сразу несколько абсолютно разных зрительских вариантов развития сюжета, которые, если правильно продуманы, действительно повышают привлекательность проекта».

В этом году на фестивале в Шеффилде был презентован фильм, сюжетом которого зрители управляют силой мысли. Смотреть его нужно в специальном обмундировании: на людей вешают специальные датчики и сенсоры, которые улавливают импульсы, создаваемые клетками мозга. В зависимости от настроения смотрящего меняется и сюжет. Продюсеры утверждают, что есть 100 трлн вариантов дойти до финала.

Годом ранее в России показывали первый в мире интерактивный фильм «Ночная игра». Его создатели заранее отсняли семь альтернативных концовок. Прямо во время просмотра в кинозале зрители все вместе определяли, что они хотят видеть на экране, рассказал москвич Иван Недосекин, который посетил премьеру: «Организаторы поставили отдельную Wi-Fi-точку, и нужно было скачать специальное приложение. Во время просмотра фильма периодически действие прерывалось — не то чтобы возникал статичный кадр, просто герой как бы задумывался, как поступить, и на экране отображались опции: можно было выбрать из двух вариантов, как дальше будут развиваться события.

Очень сильно влияет то, какой аудиторией вы смотрите фильм.

По большей части варианты, которые мы выбирали, совпадали с общим зрительским настроением. Но иногда люди откровенно голосовали за какой-то самый трешовый вариант развития событий».

Появление нового жанра заметно усложняет жизнь сценаристам — теперь им нужно придумывать по несколько вариантов развития сюжета. По данным агентства Bloomberg, за такую работу они будут требовать повышенные гонорары. А многие просто откажутся от нее, уверен киноэксперт Даниил Ротштейн: «Вряд ли большое количество авторов согласятся преимущественно работать в таком жанре.

Все-таки интерактивность очень сильно разбавляет историю.

Она усложняет создание какого-то действительно содержательного сюжета и делает более непростым написание целостных реалистичных персонажей и так далее».

По словам создателей интерактивных фильмов, в разных странах зрители ведут себя по-разному. В Италии, к примеру, чаще голосуют за хэппи-энды. А в Англии и США практически всегда выбирают негативное развитие событий. Данных о россиянах пока нет. Возможно, они появятся после запуска нового сервиса от Netflix. Тогда-то и станет ясно, чего россиянам не хватало

Изначально подобные технологии применялись в игровой индустрии: квест «Ходячие мертвецы» стал одной из первых игр, где сюжет зависел от решений игрока.

Вся лента