"Потенциал региона зависит и от эффективного управления существующими объектами"

Экспертное мнение

Рынок конгрессно-выставочной деятельности и организации деловых мероприятий в России активно развивается, но отстает от мирового в части готовности инфраструктуры. О борьбе городов за организацию крупных событий на своей территории, отраслевых тенденциях и актуальных для заказчиков и аудитории темах корреспонденту BG Анастасии Цыбиной рассказал директор компании "Прокси Центр" Сергей Лазуткин.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

BUSINESS GUIDE: Какие регионы России наиболее развиты с точки зрения организации и проведения деловых мероприятий?

СЕРГЕЙ ЛАЗУТКИН: Конечно, городами-лидерами на этом рынке остаются Москва и Санкт-Петербург, потому что в них создана вся инфраструктура для проведения крупных мероприятий — идет ли речь об экономике, политике или спорте. Эти города наиболее подготовлены: здесь нет проблем ни с выставочными площадями, ни с транспортной инфраструктурой, ни с отелями. К примеру, в Петербурге выставочный центр "Экспофорум" — современный объект, который отвечает всем требованиям, предъявляемым при подготовке мероприятий.

Если рассматривать другие регионы, стоит отметить города, где в последние годы проходили крупные события международного масштаба. В 2012 году во Владивостоке проводился саммит АТЭС, и под предстоящее мероприятие готовилась и формировалась вся соответствующая инфраструктура. На острове Русский были возведены современные корпуса Дальневосточного университета, которые сейчас более чем востребованы при проведении ежегодного Восточного экономического форума и других проектов. Нельзя не вспомнить Сочи, где к Олимпиаде возводились не только спортивные объекты, но и прочие объекты инфраструктуры. Здание главного медиацентра Олимпийских игр используется как конгрессный центр, в котором проходят различные мероприятия, в том числе Российский инвестиционный форум, ежегодно проводимый в феврале. Другой пример — Уфа, где в 2015 и 2016 годах проходили саммиты ШОС и БРИКС. Теперь там есть современный конгрессный центр, отели, реконструированный аэропорт. В 2020 году очередные саммиты ШОС и БРИКС пройдут в Челябинске — и после этого он станет еще одним городом на карте России, где созданы условия для проведения различного рода конгрессных и деловых мероприятий.

Не исключение и все города, где проходили матчи чемпионата мира по футболу, ведь чемпионат — это не только строительство стадионов и отелей, но и возведение сопутствующих объектов для работы различных организационных структур, которые в дальнейшем можно использовать для обеспечения конгрессной деятельности.

BG: А каков потенциал использования площадки "Ленэкспо" с появлением "Экспофорума" и какие объекты целесообразнее теперь разместить в этой локации?

С. Л.: После возведения "Экспофорума" перспективы использования "Ленэкспо" под конгрессно-выставочную деятельность весьма туманны. Поэтому я думаю, что в ближайшие годы этот микрорайон ждут большие преобразования.

BG: В каких городах, помимо Челябинска, вы видите потенциал в сфере организации крупных деловых событий?

С. Л.: Инфраструктуру не создают под гипотетические проекты. Как правило, сначала рождается идея и принимается решение провести мероприятие государственного масштаба, а уже под него формируется целый набор требований, идей, планов, которые необходимо реализовать. И это обоснованно. Например, Екатеринбург претендует на крупнейшую международную выставку "Экспо 2025". Если город будет выбран организатором, то его инфраструктура изменится фундаментально. Значит, там появятся современный выставочный центр и сопутствующие объекты из расчета планируемого количества гостей, участников, необходимости их размещения, транспортировки.

С другой стороны, потенциал к тому, чтобы стать конгрессным центром,— это не только возведение новых объектов, но и эффективное управление существующими объектами со стороны региональных властей. В этом плане можно привести пример Астрахани, где проходит достаточно крупное событие — международный Каспийский технологический форум "Технокаспий", притом, что никаких крупных объектов для проведения конгрессной деятельности не возводилось.

BG: С чем связана, по вашему мнению, развитость региона в этом смысле — с активной позицией его властей, степенью экономического развития?

С. Л.: Инициатива местных властей — один из тех ключевых посылов, которые влияют на выбор места проведения крупного международного мероприятия. Без их готовности и инициативы вряд ли федеральные структуры будут заставлять регионы проводить какое-либо мероприятие. В том же Челябинске все началось с обращения губернатора к президенту, в котором говорилось о готовности принять предстоящие ШОС и БРИКС.

Ни один руководитель региона не откажется от проведения события международного масштаба, потому что такие проекты влекут за собой приток инвестиций, обновленную инфраструктуру, благоустройство, возможность заявить о регионе в глобальном масштабе. Когда шел отбор городов, которые должны принять у себя матчи чемпионата мира по футболу, первыми в список, конечно, попали наиболее крупные центры. Но стояла задача найти и город, который мало известен в международном масштабе. Из всех рассматриваемых вариантов был выбран Саранск, потому что руководство Республики Мордовия занимало активную позицию в борьбе за право проведения матчей, хотя в этом городе необходимая инфраструктура полностью отсутствовала. Сейчас, после возведения нового аэропорта, строительства отелей и других объектов, он получил огромный потенциал для развития туризма — и интерес к этому региону увеличился в разы.

BG: Какие темы, отрасли экономики наиболее актуальны сегодня и востребованы заказчиками мероприятий и аудиторией?

С. Л.: Нет таких тем, которые не были бы затронуты в рамках проведения крупных бизнес-форумов. Вопросы, требующие публичных обсуждений и дискуссий, есть во всех сферах экономики. На ежегодной основе мероприятия проходят во всех отраслях — и чем крупнее отрасль, тем больше событий по данной теме. Последнее время много внимания уделяется вопросам экологии. Есть "Экотех", который динамично развивается и потенциально может стать одним из наиболее значимых событий, проводимых на регулярной основе по теме экологии в мире. Мы участвовали в его организации и видели, какое количество разноплановых делегатов оно собирало и какой интерес вызвало.

BG: Как сфера конгрессной деятельности в России выглядит на фоне мировых практик и насколько значим наш рынок в мировом тренде?

С. Л.: В основе лежит готовность инфраструктуры и востребованность у потенциальных участников. И в мире эта сфера деятельности развита очень хорошо. Приезжая в любой крупный город Европы, мы видим как минимум отели, которые полностью готовы к проведению локальных мероприятий: залы с оборудованием, техникой, мебелью. Я не говорю о крупнейших выставочных площадках, которых в Европе колоссальное количество.

В последние годы Россия динамично наращивает свою инфраструктуру для проведения событий на достойном уровне. Хотя по масштабам в этом плане мы еще уступаем Европе, дистанция эта сокращается.

BG: Серьезно ли кризисы влияют на этот рынок?

С. Л.: В период кризиса любой потенциальный заказчик секвестрирует свои бюджеты и в первую очередь сокращает затраты на конгрессно-выставочную деятельность: вместо трех мероприятий в год проводит одно или уменьшает бюджет каждого отдельно взятого мероприятия. Для нас как для исполнителей это плохо, потому что проект всегда хочется реализовать качественно и масштабно. Но на данный момент, несмотря на внешние условия, этот рынок растет.

Вся лента