Клиент каршеринга оплатил чужую поездку на Porsche

Мог ли произойти сбой в системе «Яндекс.Драйв»

Клиенту каршеринга пришлось оплатить поездку незнакомца на Porsche. Более того, пострадавший москвич по имени Николай ожидает получения дюжины штрафов. Тихий вечер на домашнем диване ему испортило СМС-сообщение о списании средств за аренду автомобиля. В ситуации разбирался Петр Пархоменко.

Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ

Сервис каршеринга «Яндекс.Драйв» появился на рынке сравнительно недавно. Он привлекает пользователей быстрым оформлением документов — всего за пару часов, а также премиальными автомобилями, которые, впрочем, доступны лишь для постоянных клиентов. В активе пользователя сервиса Николая было всего две поездки. При этом неизвестный через его профиль сумел арендовать Porsche Macan, поделился с «Ъ FM» Николай:

«Я находился дома. Где-то в 22 часа 25 минут я получил СМС о списании средств с банковской карты. Заинтересовался, что это за списание. Открываю страницу “Яндекс.Драйв” и смотрю свои поездки. Оказывается, я только что проехал на машине Porsche где-то от МКАД до Гольяново. Поездка была короткой, сумма — 486 руб. Но на что я обратил внимание: по всему пути следования этой машины стояли красные метки, то есть она шла с превышением скорости. Также там стояло предупреждение, что вы можете получить штраф. После этого я сразу позвонил в службу поддержки, сообщил о данном происшествии. Аккаунт заблокировали и сказали, что этим будет заниматься служба безопасности “Яндекс.Драйв”».

Не исключено, что никаких злоумышленников не было вовсе, отметил генеральный директор компании R-Vision Александр Бондаренко: «Последнее время довольно часто какие-то проблемы и сбои пытаются отнести к действию неких третьих сторон, злоумышленников или сотрудников.

Порой это довольно удобная позиция, потому как снимает ответственность с оператора, владельца какого-либо ресурса.

Не исключено, что это не более чем программный сбой, и пользователь получил информацию об аренде автомобиля, которую совершил другой пользователь. В силу каких-то программных сбоев или ошибок почему-то именно эта поездка была записана на этого пользователя».

Доказать свою невиновность и вернуть деньги через суд Николаю будет непросто, полагает юрист Общества защиты прав потребителей Олег Фролов. Прежде всего, придется доказывать, что он не передвигался на указанном автомобиле. «Здесь должно было что-то произойти с SIM-картой. Без технической связи сложно понять, был ли там сбой. Чтобы выработать позицию защиты, в первую очередь, нужно доказать факт того, что ты не передвигался. Это возможно с помощью телефона — он здесь единственный ключ. Нужно спрашивать сведения у операторов связи. Только с помощью технических средств можно себя “обелить” и представить доказательства, что автомобилем пользовались не вы. Свидетели будут иметь крайне малое значение, потому что телефон можно было передать другим лицам. Естественно, суд будет к этому скептически относиться», — считает Фролов.

Представители каршеринга «Яндекс.Драйв» на запрос «Ъ FM» ответили, что пока не готовы комментировать этот случай. Обстоятельства произошедшего выясняются.

Вся лента