Как поддерживают малые аэропорты за рубежом

Досье

В странах с обширными и малонаселенными территориями (США, Канада и Бразилия) есть механизмы господдержки региональных аэропортов: Airport Improvement Program (AIP) в США, Airports Capital Assistance Program (ACAP) в Канаде и Programa Federal de Auxilio a Aeroportos (PROFAA) в Бразилии. В США и европейских странах также есть и программы развития авиасообщения в удаленных регионах. В США используется федеральная программа «Обязательные авиаперевозки» (Essential Air Service; EAS), в ЕС — механизм «Обязательства обслуживания населения» (Public Service Obligation; PSO).

По AIP, существующей с 1982 года, госорганы и частные структуры получают гранты на развитие аэропортов, включенных в национальный план интеграции аэропортовой системы (включает 3,4 тыс. аэропортов). Большим и средним аэропортам покрывают 75% расходов, малым — до 90–95%. Средства идут на реконструкцию ВПП, перронов, светосигнального оборудования, покупку земель и на метеорологическое оборудование. Получатели обязуются поддерживать аэропорт в рабочем состоянии с должной безопасностью и использовать имущество по назначению. ACAP работает с 1995 года, через нее уже вложено более $785 млн в 904 проекта в 182 аэропортах. Средства идут на улучшение безопасности, охрану аэродромного имущества, сокращение расходов. В программе могут участвовать аэропорты, не принадлежащие правительству, но отвечающие требованиям сертификации и обслуживающие менее 525 тыс. человек в год.

В Бразилии PROFAA действует с 2012 года, под нее подпадают 270 аэропортов. Цель программы — повысить до 96% долю населения, проживающего не далее 100 км от аэропорта. Сейчас только 77 региональных аэропортов Бразилии регулярно обслуживают коммерческие рейсы. $3,6 млрд на модернизацию выделил Национальный фонд гражданской авиации в рамках соглашений между штатами страны и Министерством гражданской авиации. Штаты предоставляют министерству обоснование и объем затрат, ведомство одобряет проекты в соответствии с инвестприоритетами федерального правительства. Контроль за выполнением проекта возложен на штат, а за расходование средств — на министерство. С 2011 года в Бразилии подписано 38 контрактов на модернизацию аэропортов, из которых 13 — на покупку оборудования, а 25 — на строительство (16 контрактов были расторгнуты еще до начала инвестиций, 10 — еще действуют). С 2015 года в программу вложено 106 млн реалов ($26 млн).

США, Канада, Португалия и Испания предоставляют и финансовую поддержку авиакомпаниям. Если в США и Португалии перевозчикам предлагаются прямые субсидии в рамках программ EAS и PSO, то в Канаде поддержка идет через Министерство по делам местного населения и Северной Канады, финансирующее авиакомпании на 100% или в рамках СП, принадлежащих эскимосам и индейцам, имеющим право собственности на землю и соглашения с правительством о самоуправлении. В Испании авиакомпании могут получить компенсацию, если захотят обслуживать небольшие аэропорты. Бразилия — единственная страна, не предоставляющая напрямую авиакомпаниям никакой поддержки. Жители Канады, Португалии и Испании также могут получить скидку на перелет (в Канаде дисконт дают только коренному населению). Также в этих странах и в Бразилии национальная система здравоохранения покрывает расходы пассажиров по медицинским показаниям.

Елизавета Кузнецова

Вся лента