Бизнесу предложили вложиться в транспортную сеть

Во сколько обойдется трасса Джубга-Сочи

Власти предложили бизнесу построить самую дорогую дорогу России. Речь идет о трассе Джубга-Сочи. Стоимость проекта по предварительным оценками превышала полтора трлн руб. Дорогу сейчас решили продлить и сделать от Керчи через Новороссийск и затем уже в Джубгу и Сочи. Как выяснила газета «Ведомости», теперь трассу предложили проинвестировать бизнесу.

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

Проект среди прочих обсуждался на прошлой неделе рабочей группой при РССП. В нее входят 17 крупных предприятий, госкомпании и чиновники. Участие в рассматриваемых проектах — добровольное. Даже среди крупных компаний вряд ли найдутся желающие профинансировать эту стройку, уверен директор института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. По его словам, в обозримом будущем непосредственной необходимости в этой трассе нет.

«Какому бизнесу это может быть интересно? Тому бизнесу, который работает в сфере туристического бизнеса? Возможно. Естественно, если бы была такая дорога, было бы хорошо, но цена вопроса просто огромнейшая. Сейчас такие проекты с очень большим объемом финансирования имеют перспективы для реализации, если есть еще какая-то мощнейшая геополитическая необходимость. Поэтому и был построен мост в Крым. Здесь есть такая необходимость геополитическая? Нет. Есть огромные деньги, есть, может быть, какие-то бизнес-перспективы, но не настолько широкие, чтобы эти деньги были собраны, аккумулированы, чтобы бизнес был заинтересован. С учетом нарастающего санкционного давления, с учетом того, что экономика практически не растет, я думаю, что перспектив у этого проекта в обозримом будущем нет», — заявил Николаев.

Если бизнес согласится участвовать в строительстве трассы, на дорогу все равно придется потратить значительную часть бюджетных средств, считает независимый аналитик Дмитрий Адамидов: «Инфраструктурные проекты, даже которые у нас делались на принципах частно-государственного партнерства, никогда не предполагают стопроцентное финансирование со стороны частного капитала. Доля частного партнера по конкурсным заявкам может составлять от 5% до 30%. И поэтому здесь говорить о том, что частный бизнес все сам сделает за свой счет, сомнительно. Понятно, что выразили заинтересованность — это нормально, надо заявиться, надо как-то себя показать.

Но все-таки полтора трлн руб. — это достаточно приличный объем, и даже если он в результате каких-то оптимизаций и снизится, не факт, что кто-то из крупных финансово-промышленных групп это потянет.

Третье — это вопрос эксплуатации. Он тоже такой непростой, потому что эксплуатирующую компанию тоже надо как-то выбрать, особенно если там будет несколько инвесторов. То есть тут подводных камней вообще масса. Какой-то компромисс, естественно, будет выбран, и я думаю, что он реально будет 30 на 70».

Летом проект масштабной реконструкции трассы Джубга -Сочи предлагал «Автодор». Ее хотели сделать российским Лазурным берегом, а также побороть пробки и большое количество ДТП. Но от проекта сразу отказался Минтрас, назвав «крайне сложным технически». На этот раз, как пишут «Ведомости», глава ведомства Евгений Дитрих сам внес его в список, представленный бизнесу.

Но насколько действительно нужна эта стройка? Большие пробки на этой дороге бывают только в течение полутора месяцев летом, поэтому в серьезной модернизации нет необходимости. Для коммерческих перевозок и бизнеса эта трасса и сейчас почти не нужна, рассказал дальнобойщик, глава Объединения перевозчиков России Андрей Бажутин:

Рекордно дорогую трассу Сочи—Джубга предлагают продлить до Крыма

Смотреть

«От Керчи продлить? Что можно возить из Крыма в Сочи, какая коммерческая составляющая тут может быть, какая заинтересованность, я понять не могу. Эта трасса, кроме как для туристов, ни для кого больше не нужна. Да там и туристы-то не особо по ней ездят. Вообще никакого экономического обоснования не вижу. С этой трассой что не так? Об этой трассе говорилось уже давно. Эту трассу нужно расширять и можно расширять, но в некоторых местах уже несколько лет назад построены на перевалах “мертвые петельки”, которые не очень удобны, когда дорога идет вдоль горы. Что касается сочинских гор, это очень короткие участки, ничего страшного нет. Расширить дорогу, модернизировать ее — это, наверное, важно, но не надо ее делать скольки-то безумно полосной, потому что зимой эта дорога будет абсолютно пустая. Даже когда строили Сочи на Олимпиаду, мы туда ездили, возили негабаритные грузы, везде абсолютно нормальная проходимость. Зимой даже при большом потоке грузовиков проблем не было.

Основная нагрузка на эту дорогу — это середина июля и до конца августа, когда едут туристы.

Тогда эта дорога заполнена. Но опять-таки в Краснодарском крае запрет движения для грузовиков в дневное время суток. Что хотят от этой дороги, я не понимаю».

По словам источника газеты, если к работе над трассой подключить частных инвесторов, то технические вопросы ее строительства отойдут на второй план. Он добавил, что на проект уже есть претенденты, но никаких решений пока нет.

Глеб Силко

Вся лента