«Чтобы сделать из карманных часов наручные, совершенствовать надо было не только механизмы»

Анна Минакова — о «часовой» истории

Обозреватель «Коммерсантъ FM» Анна Минакова рассказывает об истории появления наручных часов.

Фото: Jaeger-LeCoultre

Почему наручные часы на рубеже XIX-XX веков заменили карманные? Потому что менялся образ жизни человека: пилоты садились за штурвалы, водители управляли собственными автомобилями… Время стало неудобно прятать в карман, а носить часы на руке захотели не только дамы — для них богато украшенные ювелирные браслеты создавались много раньше. Кстати, часы не сразу стали наручными. Были и другие варианты.

В музее Jaeger-LeCoultre в швейцарском Ле Брассю есть, например, часы конца XIX века, которые надевались на ногу — их создали для одного пилота.

Чтобы сделать из карманных часов наручные, совершенствовать надо было не только механизмы. Глава отдела наследия Jaeger-LeCoultre Стефан Бельмон рассказал, что еще было сложного: «Достаточно долго решали вопрос крепления корпуса к ремешку. Надо было придумать "ушки". Первые наручные часы появились в начале XX века во Франции. Вообще мода на наручные часы с прямоугольными корпусами, которая началась в то время, была связана с эргономикой — такой корпус было проще " "посадить" на запястье, чем круглый».

Из-за этого начали появляться и механизмы прямоугольной формы, а, кроме того, механизмы стали уменьшаться в размере. Наручные часы того требовали.

XX век стал временем не только появления и массового развития направления наручных часов, он подарил часовщикам еще одну специализацию, о которой сейчас мы уже подзабыли, — это создание бортовых измерительный приборов для самолетов и автомобилей.

В музее Jaeger-LeCoulre хранится немало таких, и это не удивительно, ведь именно Jaeger в 1920-1930-х был лидером в производстве приборов для автомобилей. Среди клиентов — Aston Martin, Lancia, Mercedes, Auto Union (будущая Audi), Jaguar. Тогда даже бытовала поговорка: «Чтобы выиграть гонку, надо иметь Jaeger-LeCoultre на приборной панели».

Жаль, если рассуждать как эстет, что электроника вытеснила механику из автомобилей. Хорошо, что в наручных часах, несмотря ни на какие кварцевые кризисы, ей это не удалось.

Вся лента