Коммунисты не прошли климат-контроль

Жителей Черноземья не заинтересовали митинги против пенсионной реформы

Митинги против повышения пенсионного возраста, прошедшие 22 сентября в регионах Черноземья, оказались не столь массовыми, как предыдущие подобные акции. По официальным данным, ни одно мероприятие не приблизилось к отметке в 1 тыс. участников: от 167 человек в Воронеже до 450 в Орле, при этом власти Белгорода и Тамбова не смогли оценить количество участников. В КПРФ в Воронеже насчитали около тысячи человек. В партии признают спад интереса к акциям, объясняя это «последним теплым днем осени», неудобным местом проведения и альтернативными вариантами: в Липецке на проходивших в тот же день пяти гастрономических фестивалях зафиксировано более 22 тыс. посетителей.

В ряде регионов жители предпочли митингам участие в развлекательных мероприятиях

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

На митинг против повышения пенсионного возраста у Белгородского центра народного творчества (ДК «Юбилейный») 22 сентября, по информации обкома КПРФ, пришло 300-350 человек. Официальных данных ни в мэрии, ни в региональном УМВД „Ъ“ предоставить не смогли. При этом ранее митинги партии в регионе собирали большее количество людей. Например, на акцию протеста 28 июля пришло около 500 человек. Кроме того, коммунисты не единственные, кто выступает против пенсионной реформы на Белгородчине. Так, 9 сентября в единый день голосования в регионе проходили выборы в горсовет Белгорода, довыборы в облдуму и несколько муниципальных кампаний, а одновременно с ними — акция против повышения пенсионного возраста, которую по всей стране организовывали сторонники оппозиционера Алексея Навального. В ходе мероприятия в тот день полиция задержала нескольких его участников.

Нынешний спад интереса к митингу первый секретарь обкома КПРФ, депутат облдумы Станислав Попов объяснил „Ъ“ «неудобным местом», которое находится далеко от центра города. «Раньше мы переписывались с мэрией, пытаясь получить разрешение на проведение митинга в других местах, и из-за этого не успевали оповещать граждан о мероприятии. В этот раз решили согласиться, чтобы как можно раньше всех проинформировать», — добавил господин Попов.

В Воронеже мэрия согласовала КПРФ площадку у дворца спорта «Юбилейный». Сюда, по данным горадминистрации, в субботу пришло 167 человек. По информации КПРФ, их было около 1 тыс. На прошлую протестную акцию 26 июля у городского цирка собралось около 1,5 тыс. человек, еще порядка 700 пришло в тот же день на митинг, организованный сторонниками Алексея Навального и партией «Яблоко». «Площадка у “Юбилейного” очень неудобная, мало кто знает, как до нее добраться, к тому же в последний теплый день осени люди предпочли отдохнуть, а не выйти с протестом», — рассказал „Ъ“ депутат гордумы, секретарь обкома по протестному движению и делам молодежи Андрей Померанцев. По его словам, изначально коммунисты для своей акции просили площадь Ленина, но мэрия им отказала и при этом не предложила площадку у цирка, где прошло два митинга до этого, потому что «чиновники увидели, как много людей туда могут прийти».

В Курске митинг прошел в гайд-парке на улице Станционной. Пришли на него не только сторонники организаторов из КПРФ, а также представители ЛДПР и «Справедливой России», члены профсоюзов. Но это не способствовало многочисленности мероприятия. Мэрия на митинге насчитала 200 человек (по данным коммунистов, было чуть менее 1 тыс.). В прошлые разы КПРФ только собственными силами собирала значительно больше людей. По мнению второго секретаря обкома и руководителя фракции КПРФ в облдуме Александра Анпилова, у этого три причины: «Во-первых, противники реформы слишком зачастили с митингами, во-вторых, сыграла свою роль теплая погода, в-третьих, важным фактором стало выступление президента, после которого многие решили, что реформа точно состоится».

В Липецке митинг на площади перед Областным центром культуры, народного творчества и кино собрал, по данным мэрии, 400 человек (по информации КПРФ, пришло около 600 человек). При этом одновременно 22 сентября в облцентре прошли пять гастрономических фестивалей, которые, по информации горадминистрации, посетили в общей сложности более 22 тыс. человек. По словам второго секретаря обкома, депутата облсовета Сергея Токарева, фестивали еды стали одной из причин низкого интереса к митингу. Вторая причина — отсутствие информационной поддержки со стороны местных СМИ.

В Орле субботний митинг у памятника Николаю Лескову стал первым массовым протестным мероприятием — до этого коммунисты выступали против пенсионной реформы одиночными пикетами. По данным КПРФ, митинг прошел «с большим успехом». «Такого в Орле пару лет точно не было», — сказали „Ъ“ в обкоме. По данным партии, мероприятие посетило более 700 человек, по информации мэрии — 450. Мероприятие не поддержали сторонники «Справедливой России», которым удалось зарегистрировать инициативную подгруппу по вопросу «пенсионного» референдума (коммунисты свою группу не заявляли по решению ЦК).

У нас была предварительная договоренность, но потом нам выставили условия не критиковать правительство и не рассказывать о нашей подгруппе. На них мы согласиться не могли», — пояснил „Ъ“ инициатор подгруппы, депутат облсовета и глава местных справороссов Руслан Перелыгин.

В Тамбове, где коммунистам единственным в Черноземье удалось зарегистрировать свою подгруппу по организации референдума, власти не согласовали ни одной площадки, поэтому «встреча с депутатами» по вопросу повышения пенсионного возраста прошла возле здания обкома. «Мы предложили четыре адреса, но ни по одному из них нам не разрешили провести акцию. Однако, мы не позволим вытирать о себя ноги», — заявил „Ъ“ первый секретарь обкома и руководитель фракции КПРФ в облдуме Андрей Жидков. По его словам, на встречу пришло около 300 человек (ни в мэрии, ни в УМВД своих данных предоставить не смогли), но заниматься тем, чтобы пришло как можно больше людей, — «путь в никуда».

«Люди выступают против, оставляют подписи, в других регионах кандидаты от партии власти не смогли выиграть губернаторские выборы. Но в субботу была хорошая погода, а противостояние требует железного позвоночника. Он есть не у всех», — добавил господин Жидков.

Политтехнолог Дмитрий Носков считает, что на снижение интереса к организованным КПРФ митингам в Черноземье повлияло два фактора: «В коммунистов с каждым годом все меньше верят как в реальную оппозицию из-за множества игр в поддавки с местными властями. В этой парадигме они потихоньку сводят на нет пенсионный протест, в частности, проиграв в борьбе с регистрацией групп по референдуму. Кроме того, чтобы склонить среднестатистического человека к участию в протестном мероприятии, с ним необходимо работать по классике «семи касаний»: напоминать о себе через листовки, объявления, билборды, собственные газеты, статьи в традиционных и электронных СМИ». «На мой взгляд, эта “рекламная кампания” провалена или намеренно, или из-за неспособности коммунистов грамотно и эффективно анонсировать митинги», — добавил господин Носков.

Александр Прытков

Чем обернулись митинги против повышения пенсионного возраста в Белгороде

28 июля в Белгороде около 500 человек поучаствовали в акции протеста против повышения пенсионного возраста. Субботнюю акцию организовало местное отделение КПРФ, однако на митинге дали слово всем желающим, в том числе координатору белгородского штаба оппозиционера Алексея Навального Евгению Карпову…

Читать далее

Вся лента