Минобороны объявило вину Израиля

Действия F-16 и Ил-20М расписали поминутно

Минобороны РФ представило свою картину ЧП с российским самолетом Ил-20М, который на прошлой неделе был сбит сирийскими ПВО. Вина окончательно возложена на израильские ВВС, чьи истребители F-16, по данным российских специалистов, не только не предупредили о нанесении ударов по объектам сирийской инфраструктуры, но и сознательно «прикрылись» Ил-20М, подставив его под обстрел сирийских систем ПВО. Сгладить последствия происшествия не смог даже визит в Москву израильской военной делегации, отрицавшей причастность своих ВВС к трагедии. Теперь стоит вопрос об ответных мерах со стороны России: по данным “Ъ”, речь может идти о переброске в Сирию зенитных ракетных комплексов С-300.

Генерал Игорь Конашенков обнародовал позицию российских специалистов относительно причастности Израиля к катастрофе самолета-разведчика Ил-20М

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Российские военные предложили свою картину ЧП, произошедшую 17 сентября с Ил-20М (бортовой номер RF-93610). По словам официального представителя Минобороны Игоря Конашенкова, самолет-разведчик с 20:31 по московскому времени отслеживал обстановку в зоне деэскалации Идлиб. В это время группа из четырех истребителей F-16 вылетела c территории Израиля для нанесения удара по промышленным объектам Сирии. Пролетев над нейтральными водами Средиземного моря, они заняли район патрулирования в 90 км западнее города Латакия. В 21:39 представитель командования ВВС Израиля уведомила командование российской группировки войск в Сирии о предстоящем ударе, назвав целью объекты на севере страны. Спустя минуту F-16 сбросили управляемые авиабомбы GBU-39 в провинции Латакия, расположенной на западе Сирии. В Минобороны считают, что израильский офицер ввел в заблуждение российских военных, которые узнали о планах израильских ВВС не заблаговременно (соответствующие договоренности были достигнуты еще в 2015 году), а непосредственно в момент нанесения ударов.

Что такое Ил-20

Смотреть

Командир Ил-20М, находившегося на севере Сирии, получил указание уйти из района выполнения задачи южнее, а после вернуться на авиабазу Хмеймим. Но время было потеряно.

С 21:51 сирийские ПВО приступили к отражению атаки, начав пуски зенитных ракет. К этому моменту четверка F-16 вновь заняла зону дежурства в воздухе в 70 км западнее побережья Сирии, активировав средства РЭБ и, вероятно, готовясь к повторному удару. Через восемь минут, в 21:59, один из истребителей направился к побережью Сирии, попутно уходя на сближение с Ил-20М, совершившим заход на посадку. Это было принято расчетами С-200Э за новую атаку израильской авиации. «Израильский пилот не мог не понимать, что эффективная отражающая поверхность самолета Ил-20 значительно превышает аналогичную поверхность F-16 и именно российский самолет окажется предпочтительной целью для зенитной ракеты,— заявил генерал Конашенков.— Знали израильтяне и о том, что в вооруженных силах России и Сирии используются разные системы опознавания “свой—чужой” и сирийские радиолокационные станции могут опознать Ил-20 как групповую цель израильских истребителей». Ил-20М оказался на направлении огня С-200Э, нацеленном на израильские самолеты. Уже в 22:03 зенитная ракета поразила самолет-разведчик как более крупную и ближнюю цель. Командир экипажа Сергей Гаврютин успел доложить о пожаре на борту, но вскоре связь прервалась.

В 22:07 самолет-разведчик исчез с экранов радаров, но ни один из F-16 не ушел в свое воздушное пространство, продолжив дежурить в воздухе более получаса. Спустя 50 минут после поражения самолета оперативный дежурный командного центра ВВС Израиля сообщила, что информация о бедствии с Ил-20М принята: «Мы очистили зону. Если необходима помощь, мы готовы помочь». Помогать, впрочем, уже было некому: борт рухнул в 27 км западнее порта Баниас. Все 15 офицеров погибли на месте, сейчас идет работа над извлечением останков тел и фрагментов самолета. В Минобороны РФ считают, что ЧП стало следствием либо общей недооценки военным руководством Израиля уровня отношений с Россией, либо преступной халатности отдельных командований и командиров, чьи действия и привели к трагедии.

В Минобороны Израиля претензии российских коллег не приняли, заявив, что F-16 не прятались за «Илом», а деконфликтный механизм был задействован больше чем за минуту. В ведомстве также напомнили, что 20 сентября в Москву прилетал командующий ВВС Израиля Амикам Норкин, где во время встречи с главкомом ВКС РФ Сергеем Суровикиным представил «подробный и профессиональный» анализ ситуации — «Продолжение координации в Сирии в интересах обеих сторон».

Израильские политики, в свою очередь, считают, что координация действий с Москвой будет продолжена. Они настаивают, что вся ответственность лежит на сирийском режиме, а также Иране и шиитском движение «Хезболла», чей военный объект, по словам израильтян, и подвергся атаке. Экс-глава МИД Израиля Ципи Ливни, отвечая на просьбу “Ъ” прокомментировать заявления Минобороны РФ, призвала военных двух стран «действовать взвешенно, ответственно и рассудительно», чтобы сохранить координацию в Сирии. Она отметила профессионализм израильских военных и добавила, что «общий интерес России и Израиля — не позволить Ирану — стране, поддерживающей террор, превратить Сирию в свой передовой форпост и поставить под угрозу стабильность ситуации в регионе».

В Израиле не исключают, что Москва «обрежет им крылья» в Сирии, закрыв воздушное пространство этой страны для израильских военных самолетов, или же серьезно ограничит возможность проведения военных операций. «Уже не важно, кто прав, а кто виноват. Главное, каким был тон Минобороны РФ и какими будут дальнейшие действия России»,— сказал “Ъ” израильский источник, близкий к военным кругам, отметив, что среди элиты страны до сих пор была уверенность, что Москву можно убедить в невиновности Израиля в инциденте с Ил-20М. Президент Владимир Путин, комментируя ЧП, сказал ранее, что «ответные действия будут направлены прежде всего на обеспечение дополнительной безопасности наших военнослужащих, наших объектов в Сирии»: «Это будут такие шаги, которые заметят все». Одной из таких мер, по данным “Ъ”, может стать переброска в Сирию батареи ЗРК С-300 из наличия Минобороны РФ: эта мера впервые была упомянута после первого обстрела Сирии силами западной коалиции (см. “Ъ” от 16 апреля), но так и не реализовалась. Если С-300 все-таки окажутся в Сирии, то это станет «серьезным аргументом для израильских ВВС в пользу отказа от нанесения ударов по Сирии», говорит высокопоставленный военный источник “Ъ”: «Де-факто воздушное пространство Сирии будет прикрыто не только устаревшими системами ПВО, но и весьма эффективной модификацией “трехсотки”». Чтобы исключить вероятность ЧП, за каждым сирийским расчетом можно будет закрепить российских офицеров, считает собеседник “Ъ”.

Иван Сафронов, Марианна Беленькая

Вся лента