Инвестиции в удовольствие
Как покупать бриллианты
Купить бриллиант может каждый. Для этого не нужны специальный пароль или удостоверение. Достаточно набрать в поисковике «Купить бриллиант», как появятся первые предложения. А в коробочке с брендом можно купить превосходный камень прямо в центре Москвы. Но любому, кто настроился на покупку бриллианта, нужно знать необходимый минимум, чтобы инвестиция наверняка оказалась успешной. Этот минимум называется «правило 4 C»: каратность, цвет, чистота, огранка (carat, color, clarity, cut). Сертификат бриллиантам выдается именно по этим четырем параметрам.
Каратность
Само слово «карат» отсылает нас к тем временам, когда мерой оценки веса были бобы кэроб, плоды рожкового дерева. Да-да, в каратах измеряется именно вес бриллианта, а не его размер, хотя они, конечно, взаимосвязаны. Тем не менее не всегда однокаратный камень будет в два раза меньше, чем двукаратный — все из-за разницы в глубине, ширине и количестве граней. Самый верх камня, который мы видим, например глядя на кольцо на пальце, называется площадка, и именно она определяет, насколько большим кажется камень, если остальная его часть не видна. Камень с невысокой каратностью, но широкой площадкой может выглядеть больше, чем камень с высокой каратностью, но маленькой площадкой. А цена на них может быть одинаковой.
Связь между каратностью и ценой тоже не прямолинейна. Разница в цене у камней с 1 и 1,5 карата может быть вовсе не чувствительной. Здесь в силу вступают остальные факторы, имеющие значение при оценке.
Цвет
Самые дорогие — белые — бриллианты имеют категорию D. Это значит, что камень имеет максимальную прозрачность и отсутствие какого-либо цвета. Чем больше в камне цветовых включений, тем ниже будет его буква по латинскому алфавиту. Без специальных приборов можно при определенной сноровке легко определять цвет бриллианта категорий D, E и F, а вот дальше понадобится помощь техники. Камень с параметрами G может стоить в два раза дешевле камня D при той же огранке. И иногда перед покупкой стоит подумать, так уж ли важны эти буквы при прочих равных.
Чистота
Затем бриллиант оценивают по количеству в нем инородных вкраплений и включений. Самые идеальные представители имеют параметр F (Flawless), то есть безупречный. Такие бриллианты довольно редки и очень дороги. Самый нижний параметр — I (Included), то есть с вкраплениями. Чем больше камень, тем важнее его чистота, так как при увеличении размера вероятность полного отсутствия включений снижается. Встретить в продаже бриллиант I можно редко — так низко они ценятся. Зато камни с характеристиками VSI (Very Slightly Included) и SI (Slightly Included) попадаются часто, и выглядят они почти так же, как VVSI (Very Very Slightly Included), хотя стоимость их, соответственно, ниже.
Чтобы уметь на глаз определять чистоту камня, придется много тренироваться, например на геммологических курсах GIA. Для невооруженного глаза даже разница между D-Flawless и D-VVSI будет не совсем очевидна, а разница в цене у них колоссальная.
Огранка
Форма бриллианта называется огранкой. Круглая форма больше известна как огранка «бриллиант» или классическая: она самая распространенная. Огранка «изумруд» прямоугольной формы с несколько скошенными углами. «Принцесса» — идеальной квадратной формы, а «подушкой» называется квадрат со скошенными углами. За этими простейшими геометрическим фигурами следуют огранки «груша», «сердце», «овал», «кайт» и другие.
Помимо этих четырех «С» при покупке камня стоит обращать внимание на его блеск, качество полировки, симметрию граней и другие нюансы. На сайтах аукционных домов можно прицениться к самым дорогим позициям. Большое значение имеет происхождение камня. Если камень с историей, у него будет высокая добавочная стоимость. Особое внимание стоит обратить на наличие сертификата о месте добычи. Так, можно проявить сознательность и купить камень, добытый с соблюдением экологических и этических норм. И лучше увидеть камень вживую, прежде чем покупать: все-таки покупка бриллианта — дело эмоциональное. Порой удовольствие от взгляда на камень может быть важнее его сертификата. Но если все-таки есть мысль об инвестиции, лучше посоветоваться со специалистом. У каждой крупной марки есть профессиональный геммолог для этих целей. А вообще в ювелирном мире весь бизнес строится исключительно на доверии. Это всегда стоит иметь в виду.