Мэрия Москвы расширит транспортное приложение

Специальная система будет следить не только за автобусами, но и за такси и каршерингом

Столичные власти хотят следить за передвижением практически всего транспорта в городе. Московский «Центр организации дорожного движения» (ЦОДД) будет передавать в городскую навигационно-информационную систему данные не только об автобусах, коммунальной технике, эвакуаторах, но также о такси и машинах каршеринга. Участники рынка считают, что власти хотят создать единое транспортное приложение, через которое можно будет взять в аренду любой каршеринговый автомобиль или заказать любое такси.

Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ

ЦОДД Москвы объявил тендер по выбору компании, которая за 40 млн руб. проведет модернизацию РНИС — региональной навигационно-информационной системы. Она была создана еще в 2013 году для управления перевозками на наземном городском пассажирском транспорте. Подобные системы существуют в Московской, Ленинградской, Самарской, Новосибирской областях и нескольких других регионах. В 2014–2016 годах в столичную РНИС было вложено более 75 млн руб. Система представляет собой телематическую платформу, в которой аккумулируется информация о передвижении всего городского транспорта — автобусов, троллейбусов, коммунальной техники, эвакуаторов, «парконов» и т. д. Данные используются, к примеру, для контроля передвижения общественного транспорта, проверки качества работы коммунальных служб и т. д. По данным РНИС вычисляется время прибытия автобусов, которое выводится на табло остановок. Эти же сведения передаются в приложение «Яндекс.Транспорт», где можно следить в режиме онлайн за движением наземного транспорта.

Теперь, следует из техзадания к тендеру, ЦОДД хочет собирать в РНИС данные о передвижении такси (от агрегаторов и диспетчерских) и машин системы каршеринга. Причем сведения нужны не только о местоположении конкретной машины, но и статусе «сводобен/занят». Это даст возможность более точно анализировать городской трафик, чтобы понимать, какие виды транспортных средств куда и для чего едут, пояснил “Ъ” заместитель руководителя ЦОДД Александр Евсин. «Также можно будет выявлять места нехватки такси или, наоборот, точки чрезмерной концентрации машин (и организовывать для них, к примеру, дополнительные парковки),— говорит он.— В случае с каршерингом можно будет получать аналитику о том, где скапливается слишком много невостребованных пользователями машин, видеть среднее время простоя автомобилей». Планируется подключить к РНИС и дорожные камеры. «Это нужно для проверки компаний, которые в рамках контрактов перевозят пассажиров по маршрутам,— пояснил “Ъ” господин Евсин.— Сегодня они обязаны предоставлять нам треки с автобусов, подтверждающие выполнение определенной транспортной работы. Камеры необходимы для того, чтобы исключить вероятность каких-либо манипуляций со стороны перевозчиков».

Директор по развитию бизнеса компании АО «Группа Т-1» (занимается модернизацией подмосковного РНИС) Игорь Хереш говорит, что благодаря похожим системам «зарубежные коллеги» смогли добиться снижения перепробегов в такси в некоторых городах. При этом к идее ручной перепроверки работы автобусов по видеокамерам он отнесся скептически: «Нужно полностью уходить от человеческого фактора и доверять мониторинг только цифровой системе, по этому пути уже идет весь мир».

В пресс-службе «Яндекс.Такси» рассказали “Ъ”, что «обезличенные» данные о передвижении такси передают городу с 2015 года. В каршеринговых сервисах «Делимобиль» и Youdrive также заверили “Ъ”, что сведения отправляют (это предусмотрено постановлением правительства Москвы 289-ПП). Московские власти хотят создать систему, куда будут стекаться данные обо всех видах транспорта, что позволит создать единое приложение-агрегатор, предполагает источник “Ъ” на рынке каршеринга: можно будет заказывать такси или арендовать машину у разных компаний. Сейчас, напомним, для этого нужно поставить в смартфон 15 разных приложений. О подобных планах слышал и основатель Youdrive Борис Голиков — по его мнению, для бизнеса это «плохо». «С точки зрения пользователя такая платформа удобна. Но реализовать ее на практике будет непросто: много технических нюансов, слишком разные условия аренды у разных компаний»,— считает один из участников рынка.

Иван Буранов

Вся лента