Белый дом с крупным планом

Основные направления деятельности правительства не ограничатся нацпроектами

“Ъ” ознакомился с ходом работы над проектом Основных направлений деятельности правительства до 2024 года (ОНДП), являющихся, по сути, «дорожной картой» Белого дома на ближайшие шесть лет и призванных детально, но без избыточных подробностей описать основы госполитики и контрольные точки, на которые предстоит ориентироваться Белому дому. Согласно документу, помимо нацпроектов президентского указа Белый дом намерен в ближайшие шесть лет развить и прежние инициативы — реформу контроля и надзора, декриминализацию в экономической сфере, улучшение делового климата и другие, а по настоянию Кремля начать цифровизацию госуправления и упростить государственное планирование.

Правительство Дмитрия Медведева готовит себе фронт работ шире, чем указ Владимира Путина о нацпроектах

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

В структуре проекта ОНДП, с которым ознакомился “Ъ”, можно выделить процессную, проектную и стратегическую части. Первая озаглавлена «Национальные цели развития РФ и приоритеты деятельности правительства» и описывает, по сути, базовые экономические условия. Перечисляются, в частности, «обеспечение устойчивого естественного роста населения» и продолжительности жизни (до 78 лет к 2024 году и до 80 — к 2030-му), преобладание роста реальных доходов населения и пенсий над темпами инфляции, снижение вдвое уровня бедности, улучшение жилищных условий не менее чем 5 млн семей в год, ускорение инновационного развития и т. д. В этот же раздел включены «ускоренное введение цифровых технологий в экономике и соцсфере» и планы по вхождению РФ в число пяти крупнейших экономик мира при росте ВВП выше мирового — с одновременным сохранением макроэкономической стабильности. В области промышленного развития Белый дом ставит перед собой задачу в первую очередь сосредоточиться на создании прорывных экспортно ориентированных секторов в обработке и АПК.

Перечисление проектных направлений составляет второй раздел ОНДП — это сжатое изложение идеологических целей и основных инструментов реализации 12 нацпроектов и комплексного плана развития магистральной инфраструктуры, де-факто выступающего 13-м нацпроектом (“Ъ” подробно описывал их, работа над их финансовым обеспечением продолжается параллельно с бюджетным процессом). Раздел де-факто расписывает порядок исполнения инаугурационного майского указа Владимира Путина, которым нацпроекты и зафиксированы. Отметим, что 6 сентября Дмитрий Медведев, комментируя работу над ОНДП, настаивал, что суть документа шире, чем перечисление нацпроектов: «Это стабильное развитие с низкой инфляцией и растущими доходами людей, продолжение трансформации экономики в сторону несырьевого сектора через поддержку цифровых технологий, инновационного развития, высокотехнологичной инфраструктуры».

Некоторым расширением действительно можно считать третий раздел ОНДП, озаглавленный как «Значимые приоритеты деятельности правительства до 2024 года» и претендующий на описание стратегических взглядов Белого дома на развитие госуправления. В нем описаны идеи федеральных властей по синхронизации разрозненных проектов в рамках бюджетных, программных и проектных циклов, сквозная цифровизация госуправления вплоть до оптимизации сети МФЦ в части времени ожидания услуг, ужесточение процедуры оценки регулирующего воздействия разрабатываемых нормативных актов и закрытие лазеек, позволяющих ее обойти. В довольно обтекаемых формулировках бизнесу обещана частичная декриминализация ныне уголовно наказуемых экономических преступлений и смягчение ряда режимов исполнения наказаний.

Отметим, из-за переформатирования работы правительства после выборов будущее части начатых реформ вызывало вопросы. Так, например, весной Белый дом покинул министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов, выступавший идеологом масштабной реформы контрольно-надзорной деятельности. Однако сама она в «Значимые приоритеты» ОНДП вошла: проект констатирует неизменность курса на переход к риск-ориентированному подходу при контроле и надзоре, запуск «регуляторной гильотины» (пересмотр всех обязательных требований, принятых до середины 2010 года) и широкое применение идеологии базового закона о КНД. Также намерен Белый дом продолжать работу по улучшению делового климата, способствуя наращиванию инвестиций, расширяя применение концессий и ГЧП, облегчая экспорт и создание новых промышленных мощностей.

По данным “Ъ”, на включении в ОНДП ряда новых пунктов настояла администрация президента, но в целом вмешательство Кремля выглядит техническим. Так, по настоянию АП в «Значимые приоритеты» работы Белого дома в судебной сфере включен пункт по обеспечению гражданам бесплатной помощи адвокатов по назначению, а в «Механизмы поддержки МСП» — идея перевода ряда правонарушений из уголовных в административные. Впрочем, крупной идеей является сквозная электронизация госуправления, от цифровизации кадрового учета госслужбы и до «создания платформы цифровых сервисов для перевода деятельности, документооборота и механизмов взаимодействия госорганов в цифровой формат» с последующим переходом на «структурированные машиночитаемые юридически значимые документы», а также формирование на их базе «компактного комплекса взаимоувязанных документов стратегического планирования» и внедрение цифровой отчетности.

Вероятно, в Кремле услышали критику нынешнего состояния государственных планов, с которой выступал Минфин, предлагавший «схлопнуть» громоздкую систему стратегий пространственного развития, нацбезопасности, социально-экономического развития, развития макрорегионов и отраслей до одного документа президентского уровня (по сути, «майского указа», см. “Ъ” от 29 июня) — и признали такой подход резонным.

Олег Сапожков

О чем еще Кремль напомнил правительству

Среди прочих важных инициатив, упомянутых в дополнениях администрации президента к проекту ОНДП, следует отметить сохранившуюся с предыдущего политического цикла идею законодательного закрепления основ разрешительной деятельности в РФ, включая закрепление законом целей, принципов, форм и механизмов ее осуществления, систематизацию разрешительных режимов и единый учет всех объектов и выданных разрешений. Напомним, масштабную реформу этой сферы начало в 2017 году Минэкономики — ведомство разработало законопроект, в котором предлагает закрепить исчерпывающий перечень из почти 440 видов деятельности, требующих разрешений, и запретить требовать их во всех остальных случаях. Пока разрешительные режимы в РФ действуют разрозненно и регулируются хаотично — по экспертным оценкам, их насчитывается около 540 и часть их не имеет правовой базы или осуществляется незаконно.

Напомнили правительству в Кремле и о необходимости «совершенствования системы исполнительного производства» и «повышения эффективности исполнения судебных решений», включая принятие «организационных, правовых и иных мер, в том числе по социальной поддержке судебных приставов». Ранее “Ъ” уже писал о том, что за 2017 год из 3 трлн руб., присужденных арбитражными судами, приставы принудительно взыскали только 3%, юристы считают необходимым менять подход судов по таким спорам и радикально реформировать саму систему исполнительного производства в России.

Впрочем, Белому дому рекомендуют в АП не забывать о «совершенствовании системы оплаты труда и структуры денежного содержания гражданских служащих», включая увеличение гарантированной части их денежного содержания и «доли выплат, обусловленных эффективностью их профессиональной служебной деятельности».

Олег Сапожков

Вся лента