Россияне не решают «рабочие» вопросы в суде

Можно ли привлечь работодателя к ответственности за увольнение по возрасту

Уволить предпенсионера будет себе дороже: государство обещает защитить пожилых сотрудников за счет административной и даже уголовной ответственности для работодателей. Вице-премьер Татьяна Голикова пояснила, что увольнение человека за пять лет до выхода на пенсию будет грозить наказанием — например, штрафом до 200 тыс. руб. или обязательными работами до 360 часов. Формально в России и сейчас нельзя уволить за возраст. И, как выяснил «Коммерсантъ FM», исков о дискриминации в этой сфере практически нет. Почему так сложилось? И можно ли привлечь работодателя к ответственности? Разбирался Григорий Колганов.

Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ

Москвичка Екатерина — директор по персоналу некогда крупной торгово-производственной компании. Три высших образования и десятилетия безупречной работы вскоре не помогут ей избежать ситуации «сапожник без сапог» — фирма закрывается, и в конце года HR-специалисту придется искать себе новое место. Екатерина опасается, что из-за возраста сделать это будет сложно: «Мне сейчас 53 года.

Уже сейчас мои попытки отправлять резюме ни к чему не приводят.

Даже если там не указывать возраст, все равно видно годы окончания института, одного, другого, опыт работы. Я не понимаю, каким образом можно будет найти соответствующую моей квалификации работу».

Опасения Екатерины не напрасны. Вслух об этом не говорят, но возрастной фактор — чуть ли не главный при найме на работу сотрудника, рассказала гендиректор кадрового агентства «Визави-Консалт» Валерия Дворцевая: «Человека не берут на работу, потому что возраст. Это у нас происходит ежедневно. Формулировки, которые при этом приводятся: он менее гибкий и не может быть таким же активным, не будет воспринимать новые технологии, у него упадет мотивация, будет меньше сил, энергии, он будет болеть».

На Западе за такое соискатель давно бы подал в суд. Там дискриминация — хоть по возрасту, хоть по полу, — серьезное нарушение. В России вроде бы тоже, но опрошенные «Коммерсантъ FM» специалисты по HR и трудовому праву не смогли вспомнить случая, чтобы кто-то судился из-за дискриминации по возрасту. Максимум при увольнении пожилого работника стороны расходятся полюбовно, с хорошей компенсацией для сотрудника.

Управляющий партнер по России компании Transearch International Станислав Алексеев рассказал историю своего клиента, который за 15 лет в компании дорос до коммерческого директора, но это не сыграло никакой роли, когда речь зашла о его замене: «Речь идет о международной компании, одном из грандов FMCG-рынка. И когда сотруднику исполнилось 50 с небольшим лет, его "попросили", сказали спасибо за работу и добавили, что компании нужна свежая кровь. Даже если судиться и остаться в компании, то, понятно, все равно там никакой карьеры уже не сделаешь».

Почему так происходит? Во-первых, судиться по таким поводам у нас не принято, а во-вторых — бесперспективно. Доказать потом что-либо в суде практически невозможно, признает юрист с 20-летним стажем трудовых споров, управляющий партнер компании «Адамова и партнеры» Ирина Адамова.

«Суды очень часто не принимают аудиозапись разговора, соответственно, вам надо какими-то другими доказательствами обладать — перепиской, может быть, показаниями свидетелей. Хорошо проводятся споры в интересах работника, когда человек приходит и заранее консультируется со специалистом. Тогда у него есть четкий план, какими способами он может зафиксировать эту неприятную для него ситуацию», — пояснила Ирина Адамова.

«Коммерсантъ FM» все-таки нашел один случай, когда возрастную дискриминацию удалось доказать в суде: в прошлом году одна из крупнейших российских авиакомпаний урезала надбавки за международные рейсы своим стюардессам, чей размер одежды был больше 46-го, а возраст перевалил за 40 лет. На пенсию там уходят в 45. Увольняться предпенсионеров не заставляли, но многие тогда ушли, рассказала председатель Шереметьевского профсоюза бортпроводников Илона Борисова: «К возрастным категориям бортпроводников было применено планирование короткими рейсами, которое очень сильно выматывает людей. Создавались невыносимые условия труда, после которого бортпроводники старшей возрастной категории просто уходили».

Одна из стюардесс — 42-х летняя Евгения Магурина — подала в суд на работодателя и выиграла. Ей вернули надбавку и даже определили компенсацию в 5 тыс. руб.

Владимир Путин, представляя свою версию поправок к пенсионной реформе, поручил правительству придумать стимулы для бизнеса, чтобы тот не увольнял сотрудников предпенсионного возраста.

Вся лента