С искусством по жизни

Фетиш-фотография Роберта Мэпплторпа, тени крестного отца стрит-арта Ричарда Хэмблтона и бесконечные миры Яйои Кусамы

С 17 по 23 сентября газета The Art Newspaper Russia проведет в столице уже второй фестиваль фильмов об искусстве. Показы пройдут сразу на нескольких знаковых площадках — в музее современного искусства «Гараж», Государственной Третьяковской галерее, Центре документального кино, кинотеатре «Пионер» и Мультимедиа Арт Музее — и будут сопровождаться дискуссиями с участием известных кинокритиков, искусствоведов и художников. «Коммерсантъ Стиль» выбрал самые провокационные картины, которые не только расширят познания в области современного искусства, но еще и заставят поволноваться.


«Мэпплторп»
22 сентября, МАММ
23 сентября, «Пионер»


«Как возвести сексуальность на уровень, где ее еще не было?» — этот вопрос часто занимал мысли художника Роберта Мэпплторпа, создававшего настолько откровенные для своего времени черно-белые мужские и женские ню, что некоторые его выставки попросту запрещались. Сюжет художественного фильма о нем, как и положено в байопиках, охватывает большую часть жизни Роберта: от богемного романа с поэтессой и певицей Патти Смит (вместе они занимаются любовью и искусством) до его безвременной кончины от СПИДа в возрасте 42 лет. Режиссер показывает историю поиска не только видения художника (Мэпплторп впоследствии отказывается от коллажей и рисунков в пользу фотоаппарата), но и сексуальной самоидентификации. Личность Роберта складывается под влиянием, с одной стороны, родителей-католиков и строгого религиозного воспитания, а с другой — арт-тусовки отеля «Челси» на Манхэттене и походов в закрытые фетишистские местечки Нью-Йорка ранних 1980-х. Мэпплторп был человеком сложным, и создатели картины справедливо не замалчивают этот факт, обнажая многие противоречия его натуры. Перед объективом же фотоаппарата Роберта обнажались многие известные люди. Помимо Патти Смит и колоритного ряда завсегдатаев садомазохистских клубов это, например, Ричард Гир, Йоко Оно, Сюзан Сарандон или Арнольд Шварценеггер. Мэпплторп, к слову, одно время работал штатным фотографом у Энди Уорхола в журнале Interview.

На экране образ художника с лицом Джима Моррисона воплотил актер и исполнитель роли герцога Эдинбургского в сериале «Корона» Мэтт Смит. Кстати, в рамках ЧМ-2018 он недавно приезжал в Россию поболеть за сборную Англии. А дуэт Мэтт Смит—Марианна Рендон, сложившийся на съемочной площадке «Мэпплторпа», совсем скоро можно будет увидеть в драме «Семья» о культе Чарльза Мэнсона.


«Человек-тень»
20 сентября, «Гараж»
21 сентября, ЦДК


В 1980-х годах больше всего шума было вокруг трех художников — Жан-Мишеля Баскья, Кита Харинга и Ричарда Хэмблтона. Вот только имена первых двух сегодня изрядно на слуху, а третьего широкая публика незаслуженно забыла (возможный ответ на вопрос «почему» в документальном фильме дает сам художник). А ведь без Хэмблтона, превратившего граффити в искусство, без его провокационных акций, возможно, не было бы Бэнкси и всего современного стрит-арта. Он известен прежде всего «теневыми» граффити, подстерегавшими прохожих в самых неожиданных местах Нью-Йорка. Изображенные черной краской фигуры, порой в пугающих позах, составили серию «Shadowman». Позднее они появились на улицах Лондона, Рима и даже на Берлинской стене, тогда как сам Хэмблтон незаметно стал превращаться в тень.

В течение многих лет он болел раком кожи, отказался от лечения, вечно искал героин и ушел из жизни в октябре прошлого года в дешевом номере в Чайна-тауне. Несколько заметок в американской прессе — вот и вся эпитафия. «Человек-тень» — мучительный фильм о человеке, который рисовал даже тогда, когда это мало уже кого заботило. В кадре его бывшие друзья и коллеги говорят, что Хэмблтон был «одним из немногих художников, который не позволял арт-рынку запустить свои щупальца в свое творчество».


«Кусама: бесконечные миры»
19 сентября, ЦДК


Документальный фильм Хизер Ленц — вдохновляющий портрет легендарной японской художницы Яйои Кусамы. Сегодня ей 89 лет, она феноменально успешна, а за ее плечами долгие годы борьбы с сексизмом, расизмом и психическим заболеванием. Чтобы попасть на ее недавнюю выставку в Нью-Йорке Yayoi Kusama: Festival of Life, тысячи посетителей в очереди, занявшей весь квартал, ждали до шести часов только входа в галерею. Эти же самые люди распространяют визуальную власть работ Кусамы дальше, делая миллионы фотографий для социальных сетей. Немудрено, ведь создаваемые ею завораживающие визуальные среды, кажется, просто созданы для Instagram. Искусство Кусамы бьет рекорды и на арт-рынке. Так, в 2014 году одна из ее картин 1960-х годов была продана за $7,1 млн на аукционе Christie`s, установив рекорд среди ныне живущих женщин-художниц. Однако так было не всегда. Галлюцинации, сложные отношения с семьей, попытки стать частью американского авангарда, психиатрическая больница (где она живет по сей день) и даже забвение — этой женщине точно есть что рассказать.

Так, например, в 1960-е годы Кусама устраивала хэппенинги, как Джон Кейдж или Роберт Раушенберг, часто с обнаженными участниками, тела которых она покрывала своим фирменным «горошком». Многие из этих акций выражали протест против войны во Вьетнаме. Дополнительная причина посмотреть это кино — увидеть другую Кусаму, еще до появления в ее гардеробе оранжевых париков и одежд, усыпанных горошком.

Елена Кравцун

Вся лента