Средний класс снижает средний чек

На чем начинают экономить россияне

«Коммерсантъ FM» продолжает изучать изменение потребительских привычек, которые происходят на фоне экономических проблем в стране. Ранее уже выяснилось, что россияне стали больше брать кредитов и реже ходить в гипермаркеты. Компания Nielsen провела исследование и выяснила, на чем именно экономят россияне. Подробнее — в материале Александра Рассохина.

Фото: Игорь Харсеев, Коммерсантъ

Представьте, что вы — представитель среднего класса. Вы не живете от зарплаты до зарплаты, у вас есть автомобиль, дважды в неделю вас можно встретить на беговой дорожке в спортзале и, как минимум, два раза в год на курортах. И вот бьет кризис: доллар скачет, власти обещают повысить НДС, а США — ввести новые санкции. На чем вы будете экономить в первую очередь?

Уж точно не на еде, говорит директор по аналитике и консалтингу исследовательской компании Nielsen Константин Локтев: «За последние несколько лет мы видим регулярную тенденцию к экономии, прежде всего, на новой одежде. Потребители активно ищут специальные предложения в магазинах и меньше тратят на развлечения — это те стандартные стратегии экономии, которые потребители включают всегда в первую очередь, когда приходится ужиматься в своих расходах».

Идем по торговому центру: скорее всего, задумываясь о завтрашнем дне, вы откажитесь от новых кроссовок от Balenciaga за 60 тыс. рублей и рубашки от Alexander McQueen за такую же сумму — подобного уровня бренды придется, видимо, отложить до распродаж. Это предположение подтверждает и гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. По ее словам, еще четыре года назад к среднему классу себя причисляла треть россиян, сейчас же этот показатель снизился почти вдвое: «На этом фоне стали расти бренды, которые предлагают более дешевые варианты одежды: хорошо на рынке укрепился бренд H&M, существенно увеличились продажи бренда Gloria Jeans и компании O'stin, выросла и компания Zara. Туда ходят люди с достаточно высокими доходами, но которые думают об экономии денег».

Если верить исследованию Nielsen, то и покупать последнюю модель телефона вы вряд ли будете. По крайней мере, так отвечают 45% опрошенных компанией россиян. А вот по словам руководителя службы аналитики «Яндекс.Маркет» Владислава Исмагилова, на их площадке падения продаж бытовой техники и гаджетов не замечается: «Спрос в категориях “Электроника” и “Бытовая техника” май и июнь существенно превышают прошлогодний. При этом во втором квартале мы действительно отмечаем небольшое снижение среднего чека в этих категориях. Конечно же, мы отметили падение спроса на планшеты, однако это, скорее, вызвано падением популярности таких устройств в целом».

На чем точно предстоит экономить, так это на отпуске, предполагает пиар-директор компании Tez Tour Лариса Аханова: «Туристы сокращают звездность отелей, сокращают количество дней, за счет этого уменьшается средний чек — соответственно, они таких образом экономят».

Многие купили и путевку на новогодние праздники. Раннее бронирование — хороший способ сэкономить. Правда, если еще в прошлом году представители среднего класса могли себе позволить отпуск за 70 тыс. на побережье Индийского океана, то в этот раз полет будет короче и дешевле. Самое популярное направление на новый год — Грузия: Тур туда стоит чуть более 40 тысяч.

Правда, кто знает, возможно, первые числа 2019-го вы проведете в Москве, говорит сооснователь и технический директор сервиса онлайн-бронирования туров Level.Travel Эллин Толстов: «Пока отдых на новогодние праздники не слишком хорошо берут люди, предпочитая избегать дорогих дат и экономить на поездках, приобретая отдых до или после официальных выходных. Забронировать путевку с возвращением до новогодних дат в среднем получается сильно дешевле».

Все же опыт 2014 года кое-чему научил россиян.

Как говорит директор по аналитике и консалтингу компании Nielsen Константин Локтев, сейчас треть всех россиян активно сберегает свои средства и думает о завтрашнем дне: «Когда сегодня потребитель говорит, что не уверен полностью в своих финансах в течение следующих шести месяцев, это уже основано не на ощущениях, а на оценке и анализе собственных финансов. Чего, например, в меньшей степени можно было сказать о российском потребителе несколько лет назад».

К сожалению, завтрашний день вряд ли готовит что-то хорошее. По крайней мере, только 31% россиян, согласно исследованию, ожидает хороших или отличных финансовых перспектив на ближайшие полгода.

Вся лента