МВД приблизило штрафы за нарушение парковки в платной зоне

Ведомство прописало порядок предоставления информации об автовладельцах

Вчера МВД России разместило проект приказа, согласно которому устанавливается порядок предоставления информации о владельцах транспортных средств органам исполнительной власти. После того как этот порядок будет утвержден, комитет по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга (КРТИ) сможет выставлять штрафы владельцам автотранспорта, нарушающим правила платной парковки в центре города. Дата окончания общественного обсуждения проекта приказа — 10 сентября.

По подсчетам “Ъ”, за период с момента старта пилотной парковочной зоны в 2015 году сумма недополученных бюджетом Петербурга средств от эксплуатации платных парковок составляет 1,65 млрд рублей

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Проектом приказа предусмотрено, что МВД России определяет порядок предоставления содержащейся в банках данных информации о владельцах транспортных средств по определению об истребовании сведений должностным органом. В случае с Петербургом осуществлять производство по делу об административном правонарушении уполномочено КРТИ.

Как сообщал "Ъ" (см. "Ъ" от 08.02.2018), доступ к базам автовладельцев для выставления им штрафа за неоплаченную парковку может появиться у Петербурга благодаря закону, принятому Госдумой 24 июля, он вступает в силу с 3 октября.

Согласно проекту приказа МВД России, опубликованному на regulation.gov.ru, определение об административном правонарушении направляется в подразделение ГИБДД, а инспекция должна в трехдневный срок предоставить должностному лицу, вынесшему определение, ФИО, дату рождения и адрес места жительства владельца транспортного средства (а в случае юридического лица — наименование, его дату и адрес регистрации).

Пилотный проект платных парковок был запущен в Петербурге в сентябре 2015 года. Он действует на 27 улицах в Центральном районе города. Смольный хочет к 2020 году расширить зону платной парковки в Центральном районе Петербурга на 184 улицы, в Адмиралтейском районе — на 153, а в Петроградском — на 141.

До сих пор у Смольного не получалось взыскивать штрафы с тех, кто не оплачивает стоянку в зоне платной парковки, потому что город не имеет доступа к базам автовладельцев. Отметки о выставленных штрафах город хранит в электронном виде два месяца, потом данные стираются. По данным КРТИ, за весь период работы пилотной зоны платной парковки сформировано 553 136 проектов постановлений об административных правонарушениях. Однако ни по одному из них штраф уплачен не был. Штраф за нарушение правил пользования платной парковкой составляет 3 тыс. рублей. Таким образом, по подсчетам "Ъ", за период с момента старта пилотной парковочной зоны в 2015 году сумма недополученных бюджетом Петербурга средств от эксплуатации платных парковок составляет 1,65 млрд рублей. Для сравнения, в бюджет Москвы от эксплуатации платных парковок за 2017 год поступило 3,7 млрд рублей. Общая стоимость создания и развития пилотной зоны платной парковки в Петербурге за 2014-2016 годы составила 236,2 млн рублей. На сегодняшний день от эксплуатации зоны платной парковки за весь период работы в бюджет Петербурга поступило 282 млн рублей.

В Москве на аналогичную проблему с доступом к персональным данным автовладельцев еще в 2015 году обратили внимание МВД и прокуратура. Штрафные постановления за неоплату парковки в столице выносит ГКУ "Администратор московского парковочного пространства" (АМПП). Инспекторы фотографируют номера автомобилей на мобильные планшеты, после через базу данных запрашиваются сведения об автовладельцах. В 2015 году в ходе проверок МВД и прокуратуры Москвы выяснилось, что АМПП незаконно получает сведения из полицейской базы данных: закон "О полиции" позволяет передавать персональные данные лишь органам власти на определенных условиях. Так, к примеру, Московская административная дорожная инспекция (МАДИ, штрафует в столице за парковку в запрещенных местах) получает информацию на основе специального соглашения о передаче полномочий, которое заключило правительство Москвы с МВД. Более того, для этого даже были внесены изменения в КоАП РФ. В случае с АМПП никаких специальных документов не принималось, соглашений не заключалось. В результатах проверки также говорилось, что государственные казенные учреждения (каковым является и АМПП) не могут быть наделены полномочиями по составлению протоколов. Тем не менее в мэрии Москвы тогда назвали претензии "необоснованными": необходимые сведения АМПП получает законно в рамках заключенного соглашения между мэрией и полицией. Каких-либо дальнейших действий со стороны МВД и прокуратуры по данному случаю больше не предпринималось, вынесенные АМПП постановления в отношении неплательщиков парковки не опротестовывались.

Иван Буранов,

Яна Войцеховская

Вся лента