«КамАЗ» не прошел

Почему провалился асфальт на одной из улиц в Москве

В центре Москвы снова провалился асфальт. На этот раз под землю частично ушел груженый песком самосвал «КамАЗ». Провал почти метровой глубины образовался на улице Большая Ордынка. За последний год в центре столицы не раз случались подобные инциденты. Из-за чего на московских дорогах проваливается покрытие? И кто несет за это ответственность? Разбирался Петр Пархоменко.

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Груженый песком «КамАЗ» в центре Москвы буквально ушел под землю по кузов. Машину, перекрывшую движение на Большой Ордынке, вытаскивали службы МЧС. Что именно произошло, пока неясно.

Глава муниципального округа Якиманка Андрей Морев в беседе с «Коммерсантъ FM» высказал предположение, что инцидент связан со строительными работами в этом районе: «У меня теория, что точечная застройка в центре Москвы, по сути, приводит к таким ЧП. То есть появляются высотные здания, к чему не готова наша геоподоснова, с моей точки зрения. Хотя у Москомархитектуры другое мнение — что можно разрешать высотную застройку в центре. Понятно, что там еще есть какие-то подземные ходы, и когда идет стройка, то это меняет плотность почвы, в том числе приводит к таким последствиям».

Сообщения о провалах грунта на центральных улицах Москвы в последнее время перестали быть редкостью. В апреле, скажем, крупная дыра образовалась на Новом Арбате. Как правило, столичные власти рапортуют об оперативном устранении последствий, но не говорят о причинах. Эксперты же указывают на то, что масштабные работы по благоустройству московских улиц ведутся практически без учета сложных геологических процессов. Впрочем, постепенно ситуация меняется к лучшему, говорит декан Вечернего факультета МАРХИ, профессор кафедры «Архитектурное материаловедение» Петр Жук.

«Только недавно в городе начали широко применять дренажные системы, то есть направлять воду туда, куда она должна отходить. До сих пор это вообще не предусматривалось проектами, или такие системы дренажа разрабатывались с ошибками. Есть основание надеяться, что в будущем при благоустройстве города, проектировании транспортных систем будут более подробно и четко учитываться вопросы водоотведения, безопасности геологической среды в целом», — подчеркнул Петр Жук.

Большую Ордынку называют главной улицей исторического Замоскворечья: многие годы она служила крупной транспортной артерией. Столичная мэрия признавала, что улицу запустили: фасады обветшали, многие деревья были вырублены. Три года назад программа «Моя улица» дошла и до Ордынки. Проезжую часть сузили и отремонтировали, а пешеходную, напротив, расширили в среднем на 2-3 м. Также обустроили парковочные карманы, уложили велодорожку, добавили фонарей.

Связан ли ремонт с провалом грунта, установить крайне сложно, причины могут быть самыми разными, подчеркивает старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Екатерина Решетова: «В Москве множество факторов, которые могут повлиять на то, что произойдет такая ситуация, как провал грунта. Возможны и ошибки в проектировании.

Также речь может идти об ошибках на стадии строительства, или были проведены какие-то некачественные работы, что привело к такой аварии.

Это может зависеть и от того, что Москва перенасыщена подземными коммуникациями, без которых, к сожалению, тоже никуда. Очень много факторов, которые могут объективно привести к подобным случаям, и практически, наверное, невозможно доказать, по чьей вине произошло ЧП».

Кстати, нагрузку на московские дороги снижают как могут. С прошлого года въезд в город грузовикам существенно ограничили. Но дело не в них, а скорее в качестве выполняемых ремонтных работ, полагает руководитель общественной организации «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль: «Большая Ордынка — это самая неудачная улица в Москве. Она показывает вот этот изъян в строительстве — скорость. Не в грузовике дело. Есть такое понятие в сопромате, как "усталость металла", которую можно спроецировать и на асфальт, на дорожное полотно и так далее. Хорошо хоть грузовик провалился, а через какое-то время, может быть, в следующем году на месте грузовика может оказаться человек. Нужно не торопиться к определенным датам открывать дороги. Необходимо, в первую очередь, думать о качестве работ, а не о сроках».

Вечером в пятницу, после инцидента с грузовиком, движение по Ордынке частично восстановили. Правда, на время ремонта для проезда транспорта останется только одна полоса, сказали в Центре организации дорожного движения. Что касается причин, то в соцсетях родилось множество версий, например, аномальная жара, «взбунтовавшиеся» ливневки и даже возвращение Оптимуса Прайма.

По сообщениям столичных властей, ремонтные работы могут продлиться несколько дней.

Вся лента