Универсальный принцип

Дмитрий Дризе — о позиции уполномоченных по правам человека

«Сами виноваты», — уполномоченный по правам человека по Алтайскому краю Борис Ларин прокомментировал уголовные преследования за репосты. По мнению омбудсмена, ситуация в регионе объясняется хорошей работой правоохранительных органов. Тем временем, подобные процессы идут по всей России: только на этой неделе стало известно о нескольких новых случаях. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что в современной России защитники прав человека — явление во многом уникальное.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Бывший политработник, юрист и совсем в недавнем прошлом замгубернатора Алтайского края Борис Ларин награжден орденом Почета и шестью медалями — в частности, за большой вклад в социально-экономическое развитие региона. Сейчас он занимает пост уполномоченного по правам человека по Алтайскому краю. Ему был задан вопрос: что же такое происходит, неужели край — самый экстремистский регион Сибири? Ведь в одном только Барнауле заведены уже три дела, связанные с перепостами и картинками в интернете. Омбудсмен отвечает четко и по-военному: следователи хорошо работают и уделяют должное внимание разным экстремистам, поэтому и дел много. А корень проблемы, по мнению господина Ларина, в низкой правовой грамотности пользователей соцсетей. Они сами виноваты в произошедшем, потому как законов не знают. А это, как известно, не освобождает от ответственности.

Заметно, что уполномоченный по правам человека не испытывает никакого сочувствия к тем, кого, по идее, должен защищать. Более того, из его слов явственно проглядывает, что пользователи соцсетей, может быть, еще и не закоренелые преступники, но явно ненадежная часть общества, и именно такие граждане не желают следовать справедливым российским законам. В этой связи доблестным правоохранителям нужно проявлять максимум бдительности — что, собственно, и происходит: экстремистов оперативно задерживают и привлекают к суду.

Между тем, по идее, господин Ларин, как это ни странно звучит, правозащитник и должен, как минимум, вникать в положение дел задержанных — может, у них есть какие-то жалобы, ведь к ним могли применяться незаконные методы.

Но как бы то ни было, это первое официальное заявление ответственного чиновника по сложившейся ситуации. Ничего удивительного в этом нет. Если в Москве еще как-то официальные лица дипломатично маскируются — мол, бывает всякое, то в регионах со всей решительностью выявляют «экстремистов», не скрывая своего отрицательного к ним отношения. Ведь чиновники же проводят государственную политику и осуществляют профилактику «пятой колонны».

К тому же, есть большие сомнения, что орденосец Ларин имеет хоть какое-то, даже отдаленное, понятие о занимаемой должности. Вряд ли он всерьез понимает, что такое права человека и как их защищать, его дело — выполнять решения начальства и охранять существующие реалии. И не надо ходить к гадалке, чтобы догадываться — такие омбудсмены повсюду, они не защищают и не помогают. Москва и Петербург — это еще не вся Россия.

Исторически сложный для России август выдался как никогда «урожайным» не только на громкие уголовные преследования за репост и оскорбление чувств верующих. Активно развивается громкая история о пытках в колониях. Дня не проходит, чтобы где-нибудь не вскрывались очередные нарушения. Это, кстати, тоже по линии все тех же омбудсменов и их непосредственная зона ответственности — принимать жалобы и следить, чтобы подобное не происходило и, если что, бить во все колокола, привлекая внимание к проблеме.

Как мы видим, подобного не происходит, скорее, наоборот. А вывод, как всегда, неутешительный — сложно говорить о перспективах страны, где уполномоченные по правам человека не понимают, что это такое, и уверены, что если гражданин попал под суд, значит, сам виноват. Универсальный принцип.

Вся лента