До верстового столба и обратно

Петр Воронков — об автомобильном путешествии в Задонск

Обозреватель «Коммерсантъ FM» Петр Воронков по дороге в Задонск к верстовому столбу оценивает все возможности новой Аudi RS5.

Фото: Петр Воронков

Откуда, интересно, берет начало словосочетание «Коломенская верста»? Или вот вам загадка: и нем, и глух, а счет знает. Думаю, мало кто догадался, что речь идет о верстовых столбах. Когда строилась резиденция царя Алексея Михайловича в Коломенском, через каждую версту в землю были врыты огромные, около четырех метров, столбы — каменные, в разноцветном мраморе, увенчанные орлами. Диковинные штуки. Вот вам и Коломенская верста...

А началось все с повеления Петра Первого: «…ставить верстовые столбы крашенные и подписанные цифрами». Говорят, один хохол зацепился в степи телегой о такой столб и был шибко недоволен: «Кляты москали, вырстов на дороге понаставылы, проихати не можно».

Вроде бы точная единица измерения расстояния верста — понятие растяжимое. На Руси одновременно с путевой верстой существовала так называемая межевая верста. Первой измеряли расстояние, и равнялась она 500 саженям или 1500 аршинам, что соответствует сегодняшним 1066 метрам. В межевой версте, которой мерили земельные участки, было уже 1000 саженей. Слово "верста" — славянское и имеет ту же основу, что и слово "вертеть". Первичное значение — "поворот плуга". То есть "верста" — это длина борозды между поворотами плуга, которую вол может пройти в один раз, не утомляясь.

В общем, отправиться к верстовому столбу в Задонске, что под Воронежем, причин было несколько. Главная — трасса М4 и новая Аudi RS5. Есть где и на чем разогнаться. Хотя возможные по правилам местами 149 км/ч на этом автомобиле не чувствуешь совсем. Излишне, думаю, говорить и о впечатляющей маневренности и комфорте новой RS.

Новый Audi RS5 — автомобиль уникальный. Конечно, покупателю не все равно, как он выглядит внешне и уютно ли в салоне, но основной изюминкой подобных автомобилей были и остаются технические и динамические характеристики. На такие машины не предлагают линейку моторов, поэтому здесь только один силовой агрегат – 450-сильный 6-цилиндровый бензиновый двигатель объемом 2,9 литра, обладающий сумасшедшим крутящим моментом в 600Нм. Любой потенциальный клиент, глядя на такие цифры, понимает, какой уровень драйва они обещают. И еще он прекрасно понимает, что за удовольствие придется выложить 5,6 млн рублей.

Задонск — город интересный, к посещению рекомендуется. Верстовой столб в Задонске называют и «Пушкинским», и «Лермонтовским» — по местной легенде, оба поэта пометили его. На этом месте даже благородная RS5 покраснела больше положенного.

Вся лента