Бронзовая поступь

Каталог

Памятники появились на Руси вместе с Российской империей — во времена Петра Первого. Потребовалось еще 100 лет, чтобы ими заинтересовалось общество

1720 год

Фото: РИА Новости

Петр I устанавливает в Летнем саду статую Венеры в натуральную величину. Античная скульптура II–III веков до н.э. была подарена императору папой римским за пропуск католических миссионеров в Китай. Из-за угрозы вандализма (народу не нравились «нагие языческие боги») ее охраняли часовые. Вскоре после смерти Петра убрана из Летнего сада во внутренние покои.

1782 год

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Торжественно открыт «Медный всадник» работы Фальконе — первый скульптурный памятник в России, поставленный на всеобщее обозрение. Интересно, что Петр при жизни позировал Растрелли, и тот в 1724 году изваял модель императора в воске. Однако вскоре Петр умер, и отлить памятник в бронзе довелось уже сыну Растрелли в 1747-м по заказу Елизаветы Петровны. Работа Растрелли продолжала пылиться на складах, пока в 1799 году ее не поставил перед Михайловским замком Павел I. На постаменте, в пику екатерининской подписи «Медного всадника»: «Петру Первому — Екатерина Вторая», Павел кратко написал: «Прадеду — правнук». Так первый по времени создания памятник стал вторым по предъявлению публике.

1828 год

Фото: Роман Храмовник / ТАСС

В Одессе появляется памятник дюку (герцогу) де Ришелье, впервые в российской истории построенный на народные деньги. Сбор средств на монумент начался вскоре после известия о кончине дюка, который с 1805 по 1814 год был генерал-губернатором Одессы. Памятник сделал скульптор Иван Мартос, вдохновляясь древнеримскими образами. Отзывчивость Одессы к памятникам не случайна: портовый город лучше других улавливал европейскую моду.

1832 год

Фото: С. Губский / ФотохроникаТАСС

В Архангельске, другом портовом городе, появляется памятник Ломоносову-поэту работы того же Ивана Мартоса, поставленный на народные деньги. Средства на памятник собирали по Всероссийской подписке через «Санкт-Петербургские ведомости» с 1825 года, спустя 10 лет на счетах инициаторов значилось уже 53 395 рублей 3,5 копейки (самую большую сумму — 5 тысяч рублей — пожертвовал Николай I). Этот памятник дал начало традиции: на народные деньги в России, как правило, ставили монументы поэтам и писателям.

1845 год

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

В Симбирске устанавливают памятник историку Николаю Карамзину и разгорается первый общественный скандал вокруг эстетической ценности монумента, задуманного профессором Гальбергом и изготовленного его учениками. Дело в том, что на пьедестале скульпторы изобразили женскую фигуру музы истории Клио, а бюст Карамзина (в римской тоге) разместили ниже на постаменте. Критики писали в газетах, что вместо историка на постаменте «баба какая-то», и предлагали убрать монумент.

1880 год

Фото: Зотов Алексей, Коммерсантъ

В Москве открывается памятник Пушкину в самом начале Тверского бульвара (позже его перенесут на противоположную сторону площади). О событии писали все газеты еще за месяц до предполагаемой даты, в Москве объявили три дня выходных и закрыли питейные заведения, как на религиозные праздники, лучшие лекторы выступали с докладами о творчестве поэта, а дамы высшего света заполняли VIP-трибуны, чтобы наблюдать за установкой монумента. Как писали газеты, в этом памятнике «русское общественное мнение себя осознало и выразило». С этого момента страну охватывает мода на памятники: если до 1880 года в России насчитывалось около 60 монументов, то за последующие 30 лет поставят еще 750. Это поветрие подготовило переход к советской «монументальной пропаганде».

Вся лента