Цена вопроса

Мария-Луиза Тирмастэ — о бизнесе на BlaBlaCar

BlaBlaCar я пользуюсь регулярно. Он удобен для поездок на выходные дни в близлежащие области и интересные места, куда сложно добраться общественным транспортом. В минувшие выходные водитель Сергей, с которым я ездила в Осташков, посетовал, что сервис, концепция которого для водителей заключается в том, чтобы отбить затраты на бензин, стремительно коммерциализируется. «Предприимчивые люди закупили микроавтобусы Mercedes и выполняют на них рейсы по популярным направлениям — в Питер, на южные курорты, туда, куда стабильно высокий спрос. Гаишники пытаются бороться с нелегальными перевозками, останавливают такие машины, но доказать что-либо трудно»,— рассказывает Сергей.

Фото: Из личного архива

Что среди настоящих попутчиков на BlaBlaCar встречаются и бизнесмены, которые зарабатывают перевозками, я знала и раньше. Направлением моей первой поездки с помощью этого сервиса был Смоленск. Микроавтобус ехал в Минск с заездом в города по пути следования. Водитель оказался разговорчивым, рассказал, что купил машину в кредит специально под BlaBlaCar, рассчитывая его быстро отбить. Работал без выходных, немного отсыпаясь между рейсами. Дорожный быт у него был налажен — сразу сообщил пассажирам, что обед будет в «хорошей и дешевой столовой» вблизи Смоленска…

Буквально месяц назад я вновь стала свидетелем того, что бизнес на BlaBlaCar процветает. Уже по ходу чемпионата мира по футболу я решила посетить несколько матчей. С транспортом на четвертьфинал в Нижний Новгород возникли проблемы. За пять дней до матча билетов не было ни на бесплатные поезда, ни на обычные. Идея поехать рейсовым автобусом тоже не увенчалась успехом — все было забронировано. Можно было самолетом, но цена 18 тыс. руб. показалась завышенной.

«Ну что ж, поеду блаблакаром»,— решила я и поначалу обрадовалась: предложений в Нижний на день четвертьфинала было в несколько раз больше обычного, хотя цены указывали разные. Когда я начала бронировать поездку из вариантов по обычной цене 500–800 руб., мне в личные сообщения стали приходить ответы о том, что реальная цена — 3 тыс. руб. На вопросы, почему в объявлениях указана недостоверная цена, хотя правилами сайта это запрещено, водители отвечали, что реальную стоимость «не пропускает система» (у некоторых почему-то пропускала). Часть водителей ставили условием поездки выкуп места туда-обратно за 6 тыс. руб. При этом во многих вариантах были указаны микроавтобусы. Один из водителей в личном сообщении честно написал, что для него это заработок, он специально организует рейс в Нижний для болельщиков и готов предоставить варианты размещения в городе. Еще один, указав, что отправление из Москвы, в личном сообщении написал, что на самом деле повезет из Орехово-Зуево, предложив добираться к нему на электричке. О каждом факте завышения цены я написала администрации сайта, но ни по одному обращению ответа не получила. Правда, некоторые объявления все-таки исчезли — то ли нашлись клиенты, то ли были заблокированы.

Но все-таки, хотя предприимчивые граждане пытаются использовать BlaBlaCar не в тех целях, которые ставили организаторы сервиса, это полезный сайт: водитель как минимум отбивает бензин, пассажир быстро и дешевле, чем на общественном транспорте, добирается из точки A в точку B. Например, друзья из Южной Африки, узнав от меня про BlaBlaCar, только завидуют: у них такого сервиса нет — водители просто не будут брать пассажиров, поскольку это небезопасно.

Мария-Луиза Тирмастэ, заместитель редактора отдела политики

Попутчики едут к рынку

Как будут регулировать совместные поездки на автомобилях

Читать далее

Вся лента