В Совете федерации требуют разделять, чтобы властвовать

Какова вероятность реформирования ФСИН

ФСИН могут разделить после скандала из-за пыток в колонии. Валентина Матвиенко предложила реформировать Федеральную службу исполнения наказаний и передать часть ее функций гражданской службе. Спикер Совета федерации отреагировала на видео с избиением заключенного в ярославской исправительной колонии №1 предложением о реформировании исполнительного органа. Она назвала действия сотрудников колонии «чудовищным преступлением», которому нет оправдания.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

По мнению Валентины Матвиенко, охраной заключенных должна заниматься одна служба, а перевоспитанием — другая: «Я потрясена случаем, который случился в ярославской колонии. Я начала смотреть и выключила, не могла. Это чудовищное преступление, которому нет оправдания. Понять этих людей, когда они коллективно жестоко избивают человека, и никто их, хотя бы один, не остановил. Я считаю, что должно быть проведено самое серьезное расследование, самые жестокие наказания применены к этим нелюдям, которые позволили, находясь при исполнении, подобное грубейшее нарушение прав человека. Что можно сделать? Конечно, это надо обсуждать со специалистами, но, мне кажется, ключ лежит в том, что надо разделить функции контроля и охраны, которые должны нести соответствующие службы, с функцией перевоспитания и социализации осужденных и тех, кто находится в тюрьме. И вот этим должна заниматься гражданская служба, это должно быть открыто для гражданского общества».

Превращение ФСИН в гражданское ведомство — часть пакета предложений Центра стратегических разработок. В ЦСР считают, что система исполнения наказаний должна стать более открытой. Старший эксперт направления «Институты и общество» Центра стратегических разработок Ольга Шепелева рассказала «Коммерсантъ FM», что сейчас ФСИН фокусируется только на поддержании безопасности, забывая о социальной адаптации граждан: «Милитаризованное ведомство по своей структуре и особенностям фокусируется на безопасности. Самым значимым становится поддержание безопасности, охрана, и, соответственно, в угоду требованиям безопасности приносится выполнение остальных важных функций —в первую очередь, функции социальной адаптации или недопущения ресоциализации. Тюрьма сейчас у нас сопряжена с очень сильной изоляцией людей от любых внешних контактов. Чем сильнее изоляция, тем проще без какого-либо внимания делать с людьми все что угодно».

Скорее всего, инициатива не получит развития. Такое разграничение создаст большие противоречия в уголовно-исполнительной системе, и она перестанет работать. А бороться с пытками нужно путем грамотной кадровой политики, уверен полковник внутренней службы ФСИН в отставке Василий Макиенко: «Предложение мертвое — если в одном учреждении будут две службы, то, во-первых, будут трения между представителями этих служб, во-вторых — если служба, которая будет заниматься воспитанием и так далее, будет переведена в разряд гражданских, то будет большой отток личного состава, это парализует работу уголовно-исполнительной системы. Решение лежит в другом — в совершенствовании кадровой политики по подбору, расстановке, обучению персонала, созданию такой системы прохождения службы, которая стимулировала бы людей служить. И чтобы в то же время люди понимали, что за малейшее нарушение закона они будут нести очень серьезные наказания».

О пытках в ярославской колонии 20 июля сообщила «Новая газета». Издание разместило в сети видеозапись, на которой сотрудники ФСИН избивают заключенного. После инцидента ФСБ начала проверку в Ярославской области. От работы были отстранены 17 сотрудников местной колонии. Пять из них находятся под арестом, будучи фигурантами уголовного дела.

Вся лента