Лесопромышленники укрупняются

Отрасли

Предприятиям лесопромышленной отрасли Ленинградской области становится все сложнее работать. Реальные перспективы наращивания оборотов имеют только крупные интегрированные холдинги. Мелкие же компании, чтобы избежать банкротства, должны пойти на укрупнение.

Данные областного правительства свидетельствуют о том, что за последние два года объемы заготовки древесины в Ленинградской области сократились на 23%, с 6,4 млн до 4,9 млн куб. м, а за минувший год заготовка уменьшилась на 11%

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Агата Маринина

Данные областного правительства свидетельствуют о том, что за последние два года объемы заготовки древесины в Ленинградской области сократились на 23%, с 6,4 млн до 4,9 млн куб. м, а за минувший год заготовка уменьшилась на 11%, с 5,5 млн до 4,9 млн куб. м леса. Помешал удерживать планку по объемам целый ряд факторов, среди которых и неудачные погодные условия, и временный запрет на санитарные вырубки. Участники рынка полагают, что объем заготовки будет снижаться и в дальнейшем, что в конечном итоге приведет к дефициту сырья.

"Снижение заготовки — неоспоримый факт, который, конечно, негативно отражается на отрасли. Объем потенциальной переработки лесопромышленными предприятиями Ленинградской области составляет около 8 млн кубометров, что почти соответствует расчетной лесосеке в регионе. Перерабатывающие компании выходят из ситуации, закупая сырье в других субъектах. От этого, конечно, возрастают затраты на логистику",— отмечает председатель правления Союза лесопромышленников Ленобласти Юрий Орлов.

Наиболее удачные для заготовки участки лесного фонда уже давно находятся в аренде. И, по мнению, игроков отрасли, властям необходимо определить перспективные неосвоенные участки леса. Такие участки должны быть определены лесным планом. Именно этот документ регламентирует возможные объемы вырубки и процесс заготовки древесины. Однако действующий заканчивается в конце этого года, а нового пока не разработано. По словам Юрия Орлова, в настоящее время все необходимые конкурсы и процедуры по разработке нового лесного плана проведены. "Есть все основания полагать, что заявленные сроки будут соблюдены и новый лесной план начнет действовать с начала следующего года",— отмечает он.

Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов говорит, что дальнейшая ситуация будет зависеть от нескольких факторов. Во-первых, от ситуации в экономике в целом и лесной отрасли в частности, от готовности властей поддерживать ее и дальше, причем с уклоном в переработку, как было решено несколько лет назад, а не на вывоз круглого леса из страны. Вторым важным фактором является отношение общества к лесозаготовительной деятельности. "Ленинградская область является развитым регионом с множеством населенных пунктов, мест отдыха, транспортными коридорами, промышленными предприятиями. Все это приводит к значительной нагрузке на окружающую среду, а вопросам экологии в последние годы в стране уделяется все больше внимания. Все вышесказанное вместе будет оказывать значительное давление на лесную отрасль региона, что вряд ли позволит значительно увеличить заготовку леса в ближайшие годы",— отмечает Дмитрий Баранов. Тем не менее, по его мнению, увеличение заготовки леса в области все же возможно, что, в первую очередь, связано с состоянием экономики, увеличением потребности в данном сырье как у зарубежных потребителей, так и у отечественных изготовителей различной продукции из дерева.

Большая рыба

В существующих условиях перспективы есть только у тех компаний, которые имеют собственную сырьевую базу, отмечают участники рынка. Так, одна из крупнейших — Runko Group (объединяет предприятия лесозаготовительного и лесоперерабатывающего комплекса) — стремится к переработке собственной древесины. Сейчас объем переработанной продукции составляет 10% от собственной заготовки компании, в ближайшее время планируется довести этот показатель до 50%.

По словам руководителя Runko Group Александра Ошкаева, сейчас бизнесу крайне важно иметь подушку безопасности и стараться правильно прогнозировать ситуацию. "Когда в 2015 году все иностранные компании, а таковыми являются все крупные игроки, стали пристально следить за наличием сертификации, мы получили весомое конкурентное преимущество, потому что с 2012 года уже работали по такой схеме",— вспоминает он. Кроме того, по его словам, компания сейчас видит для себя перспективы в сегменте глубокой переработки древесины. В ближайших планах — запуск нового предприятия по производству осинового и березового шпона в поселке Мга Ленинградской области. По итогам 2017 года общий объем производства Runko Group вырос на 4,5% и составил 909 млн рублей, из них производство круглого леса составило 809 млн рублей, пиломатериалов — 85 млн рублей, дров — 15 млн рублей.

"Мелким компаниям действительно становится все тяжелее работать. Риски, в том числе связанные с сезонностью, сертификацией, растущими логистическими затратами, высоки. Малый и средний бизнес не имеет необходимой подушки безопасности, и в итоге разоряется или укрупняется",— говорит Александр Ошкаев. По мнению Юрия Орлова, тенденция к укрупнению бизнеса в лесной отрасли полностью соответствует заявленному курсу властей. "Предприятиям лесопромышленного комплекса необходимо инвестировать в строительство лесных дорог, некоммерческие рубки при переходе на интенсивную модель ведения лесного хозяйства, лесовосстановление. Это дополнительные затраты, которые могут себе позволить только крупные игроки",— подчеркивает он.

Ударило по небольшим компаниям и увеличение на 44% ставки арендной платы за лес. "Повышение ставки ощутимо повлияло на мелкий и средний бизнес. Согласно Лесному кодексу, предприятия должны платить аренду в полном размере, несмотря на выполнение плановых объемов производства. Меньше всего негативных последствий от увеличения ставок ощущают крупные холдинги, которые могут себе позволить уменьшение прибыли на конечную продукцию",— рассказывает Юрий Орлов.

В конце прошлого года стало известно, что Российский экспортный центр готов выделить 3 млрд рублей на поддержку производителей, которые работают на экспорт. Тем, кто занимается глубокой переработкой, помогут сертифицировать товар и возместят 80% затрат на его транспортировку. Ключевыми экспортными рынками для российских предприятий являются Китай, Индия, Южная Корея и Япония. Александр Ошкаев говорит, что основные импортеры компании — Китай (50%), а также Великобритания, Латвия, Литва, Эстония, Чехия. В 2017 году объемы поставок на экспорт компании выросли на 15%. В результате доля экспорта составила 15%. В структуре экспортных поставок 48% занимают пиломатериалы, 30% — круглый лес, остальной объем приходится на продажу дров. Основной объем продукции нового предприятия во Мге (осинового и березового шпона) также планируется направлять на экспорт. Приоритетные страны-импортеры — Китай, Германия, Турция, Польша.

Оператор возьмет на себя

Отдельный вопрос, заботящий арендаторов лесных наделов,— несанкционированные свалки. Речь идет, как правило, о бытовых отходах, которые бесконтрольно оседают в лесах и на обочинах дорог. Cложившаяся практика сводится к тому, что через суды арендаторов лесных участков принуждают очищать территорию. "Однако у нас нет права убирать или вывозить мусор. Для этого мы должны доказать свою причастность к нему. Таким образом нас в какой-то степени толкают на нарушение действующих норм. Мы обратились с письмом в прокуратуру для разъяснения данной ситуации",— отмечают в Runko Group.

Разрешить неоднозначную ситуацию может появление в регионе областного оператора по обращению с отходами. Таковым недавно было выбрано АО "Управляющая компания по обращению с отходами". Оператор будет уполномочен осуществлять деятельность по сбору, транспортировке, утилизации и размещению твердых коммунальных отходов на всей территории Ленинградской области. В первое время финансирование организации будет осуществляться в том числе с участием бюджетных средств, однако в планах — переход на окупаемость.

Вся лента