Пермь садится в первый вагон

Власти подписали соглашение с производителем трамваев из Москвы

Краевые и городские власти вчера заключили соглашение с российским производителем трамваев — ООО «ПК Транспортные сис­темы» (Москва). Пока стороны договорились о поставке для нужд МУП «Пермгорэлектротранс» (ПГЭТ) только одного низкопольного вагона, однако в перспективе эта компания, входящая в холдинг «Транс­портные компоненты», может поставить ПГЭТ до 25 вагонов на сумму до 900 млн руб. Также анонсировано, что производитель готов применить в Перми технологию автономного трамвайного движения без использования контактной сети. Стоит отметить, что в Саратове и Твери ООО «ПК Транспортные систе­мы» также выступает в роли концессионера трамвайной сети. Однако власти заверяют, что готовы только к покупке вагонов.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Вчера на Московском урбанистическом форуме правительство Пермского края, администрация Перми и ООО «ПК Транспортные систе­мы» заключили соглашение о сотрудничестве, в рамках которого осенью в Пермь на тестовую эксплуатацию поступит трамвай нового поколения. Соглашение было подписано в присутствии губернатора Пермского края Максима Решетникова и президента ООО «ПК Транспортные системы» Феликса Винокура. Документ подписали первый вице-премьер правительства края Михаил Сюткин, глава Перми Дмитрий Самойлов и директор ООО «ПК Транс­портные системы» Александр Дубровкин.

Соглашение касается экс­плуатации низкопольного трамвая 71-911 М (City Star), который оснащен системой кондиционирования пассажирского салона и кабины водителя. Общая вместимость трамвая до 180 пассажиров. «Поступление вагона станет очередным шагом в рамках программы обновления общественного транспорта. Уже в этом году планируется провести конкурс на закупку новых трамваев», — говорится в сообщении.

По данным „Ъ-Прикамье“, в перспективе городские власти собираются приобрести у этого поставщика 20–25 вагонов, стоимость одного колеблется от 30 до 45 млн руб. Таким образом, на обновление парка может быть потрачено до 900 млн руб. Стоимость трамвая Усть-Катавского завода, которые сейчас составляют основу пермского парка, оценивается в 28–30 млн руб.

На этом сотрудничество мэрии Перми и производителя трамваев не закончится — производитель пообещал внедрить в городе технологию автономного трамвайного движения без использования контактной сети. Предполагается, что технологию можно будет применить при запуске трамвайного движения по марш­руту «ст. Пермь II — ст. Мотовилиха». Эта ветка станет альтернативой существующим железнодорожным путям вдоль набережной Камы. Сейчас этот маршрут обслуживается ОАО «Пермская пригородная компания» в рамках проекта «Городская электричка».

Напомним, в МУП «ПГЭТ» входят два трамвайных и одно троллейбусное депо. Протяженность трамвайных путей в Перми — 110 км, подвижной состав трамваев составляет около 150 единиц. Предприятие занимает примерно 17% рынка пассажирских перевозок Перми и перевозит порядка 80 тыс. пассажиров ежедневно. Несмотря на ежегодные субсидии из городского бюджета порядка 400 млн руб., предприятие остается убыточным. Кроме того, на предприятии заявляют о необходимости капремонта трамвайной сети, общая стоимость которого оценивается в 2,32 млрд руб.

ООО «ПК Транспортные системы» входит в холдинг «Транспортные компоненты». Ему принадлежит 60% производителя трамваев, еще 40% — бывшему гендиректору Усть-Катавского завода Феликсу Винокуру, президенту холдинга. Офис находится в Москве, сборка трамваев ведется в Твери. Выручка в 2016 году — 864 млн руб., чистая прибыль — 129 млн руб.

Бенефициары «Транспорт­ных компонентов» не раскрываются, единственным учредителем холдинга является кипрская «Тадорикс Консалтантс Лимитед». Совет директоров «Транспорт­ных компонентов» возглавляет бывший топ-менеджер «Трансмашхолдинга» Александр Носков. В Перми структура «Трансмашхолдинга» — «Трансстрой-М» планировала строить транс­портно-пересадочный узел на Перми II.

ООО «ПК Транспортные системы» активный участник рынка госконтрактов. По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2015 году ООО поставило трамваев Санкт-Петербургу на 978 млн руб., в 2016-м — Ростову-на-Дону на 523 млн руб., в 2017-м на эти два города пришлось несколько заказов на общую сумму 869 млн руб. В 2018 году общество поставит в Санкт-Петербург два вагона на 152 млн руб. (по 76 млн руб.).

Отметим, что соглашение с «Транспортными системами» было подписано на фоне интереса инвесторов к концессии с МУП «Пермгор­электротранс». Еще в мае краевые власти получили предложение АО «Центральная ППК» о концессионных планах на базе активов ПГЭТ. Инвестор планировал построить трамвайный путь как раз вдоль набережной Камы, где сейчас работает «Городская электричка». Городские власти в итоге отказали этому инвестору.

Стоит отметить, что ООО «ПК Транспортные системы» также не ограничивается поставками трамваев и в ряде регионов выступает в роли концессионера трамвайной сети. Так, в марте правительство Саратовской области и администрация Саратова подписали четырехстороннее соглашение с ООО «ПК Транспортные системы» и ООО «Автодор-инвест», согласно которому инвесторы планируют модернизировать городской электротранспорт Саратова. МУПП «Саратовгорэлектротранс» уже давно находится в бедственном положении и требует вложений. В рамках концессионного соглашения инвестор планирует вложить до 10 млрд руб. за десять лет. В 2017 году компания заявляла о готовности взять в концессию всю трамвайную сеть Твери, обещая вложить в развитие тверского трамвая около 6 млрд руб. до 2027 года. Эти переговоры пока не завершены. Аналогичное предложение компания Феликса Винокура — ООО «Первая компания транспортной инфраструктуры» (Москва) делала властям Ульяновска, где МП «Ульяновскэлектротранс» находится в процедуре банкротства.

Сейчас власти Перми отрицают, что ООО «ПК Транс­портные системы» может стать концессионером ПГЭТ, речь идет только о покупке трамваев. Собеседник в мэрии сообщил, что часть средств готов выделить краевой бюджет.

Председатель комитета по городскому хозяйству ПГД Вячеслав Григорьев согласен, что трамвайный парк ПГЭТ требует замены: «Трамваи, выходящие на линию, в большинстве своем выработали ресурс, при этом должна соблюдаться безопасность перевозок. Если будет принято решение о замене подвижного состава, то жителям будет только лучше». Депутат не стал комментировать возможность участия поставщика в концессии: «Надо смотреть на условия: они должны быть выгодными для города».

Вячеслав Суханов, Ирина Пелявина

Вся лента