Хорошая английская жена

Татьяна Алешичева о «Разрыве»

BBC One и Sundance TV показали сериал совместного производства «Разрыв» о семье адвокатов, специализирующихся на разводах,— своего рода английскую версию американской «Хорошей жены»

Ханна Стерн (Никола Уокер) — юрист во втором поколении. Ее мать Рут (Дебора Финдли), вырастившая трех дочерей без сбежавшего в Америку мужа, вдобавок сумела удержать на плаву семейную адвокатскую контору «Дефо», специализирующуюся на разводах. Но Ханна, в свою очередь, сбежала из-под давящей опеки Рут, перейдя в другую преуспевающую фирму, и теперь зачастую судится с «Дефо», то есть с матерью и сестрой Ниной, когда при разводах те отстаивают интересы противоположной стороны. Как в случае с богатым бизнесменом Маккензи — интересы его жены Голди, которой он годами изменял с ее лучшей подругой, представляет Ханна («Отсудите у него все что можно, как сделали бы это для себя!»), а «Дефо» защищает нажитое за годы брака состояние Маккензи от их притязаний. Юридические баталии становятся острее день ото дня — выплескиваются все чувства, которые супруги годами подавляли, чтобы сохранить свой фантомный брак «ради будущего детей», давно на самом деле выросших.

Фото: Mark Johnson/SundanceTV/BBC Worldwide

Вдобавок в семье Дефо происходит другой болезненный казус — спустя тридцать лет внезапно возвращается пропащий отец Оскар Дефо (Энтони Хэд): когда-то он предпочел законной супруге молоденькую няню собственных дочерей («эту сучку с брекетами!»), а теперь заявился как новенький с какими-то мутными притязаниями на участие в семейных делах. Из всех женщин Дефо ему благоволит только младшая сестра Ханны и Нины, простодушная Роуз (Фиона Баттон): когда он ушел, она была так мала, что практически его не помнит, а сегодня — без пяти минут невеста — выстраивает с ним доверительные отношения, внезапно возжелав, чтобы он вел ее к алтарю.

За «Разрыв» отвечает женская команда — сценаристка Эби Морган, автор «Железной леди» и «Стыда» Стива Маккуина, обладательница «Эмми» за сериал «Час» (2013) о шпионах времен холодной войны. Ее соавтор — продюсер и режиссер сериала Джессика Хоббс, недавно снявшая все ту же Николу Уокер в блестящем детективе «Ривер». Их сериал — это в первую голову, конечно, любимая женская услада, толково сочиненная мыльная опера — в том смысле, в каком мыльной оперой является, например, «Сага о Форсайтах». Если оставить за скобками карусель любовных неурядиц, извечный сюжет «плюнет-поцелует», то останется история о том, как женский мир каким-то новым, доселе неведомым образом противостоит мужскому в изменившихся условиях. «Брак это архаика, пережиток викторианской эпохи, когда люди заключали браки на всю оставшуюся жизнь и умирали в сорок»,— говорит Натан, муж Ханны (Стивен Мэнган), когда их собственный идеальный брак дает трещину. «В свадебной клятве, в том месте, где говорится: „Клянусь любить тебя в болезни и здравии, горе и радости, богатстве и бедности" — почему-то забыли упомянуть самое важное — „Даже если мы наскучим друг другу"»,— вторит Ханна.

Фото: Mark Johnson/SundanceTV/BBC Worldwide

Вот тут и начинается самое любопытное, корневой сюжет истории: такая умная, честная, сильная Ханна годами, как девочка, грезит о прекрасном принце — одном из деловых партнеров в своей фирме Кристи Кармайкле (Барри Атсма). Они знакомы с юности, вместе учились, пережили даже молниеносный роман, но Ханна предпочла Натана. И вот этот самый Кристи — неженатый красавец-блондин, девочки! — годами отирается под боком. Он, девочки, ждет — такая вот восхитительная драматургия, хочется добавить «женская», но это будет сексизм. Но это совершенно точно женская греза о том, как положить мужской мир на лопатки и придавить гадину каблуком, где замена «плохого мужчины» на «хорошего» (допустим, изменщика на верного) должна все изменить. Такая же фантазия, какой стал в свое время фильм «Красотка»: «Слушай, ты знаешь хоть одну девушку, которой удалось найти себе принца?» — «Ну да, одну знаю — эта, как ее? — Синдерелла!»

За что боролись, на то и напоролись: очень любопытно видеть, как, отряхнув пепел патриархата, дамы выстраивают все ту же диспозицию, просто в свою пользу. Первое, что мы узнаем из этого — по-настоящему увлекательного, отлично написанного и сыгранного! — сериала о нынешней ситуации: женщины решают. Простить измену или отомстить, уйти или остаться, вмешаться в мужнин бизнес или, так и быть, остаться в стороне безвредной домохозяйкой. Второе послание, содержащееся на полях этой истории,— мужчины до сих пор владеют всем богатством мира. Это самое богатство можно, конечно, отсудить, но константа пока такова. Третье — брак это какая-то устаревшая опция, с которой непонятно что делать: вроде и нести тяжело, а бросить жалко. Здесь, на самом интересном месте, первый сезон заканчивается. «В конце все будет хорошо»,— говорит викарий сомневающейся в будущем браке простодушной Роуз. «А если не будет?» — «Значит, это еще не конец».

«The Split», BBC One, Sundance TV, 2018–

Вся лента