«Пылающий» добрался до России

Чем фильм заслужил высокие оценки критиков

В прокат выходит главный хит Каннского фестиваля — детективный триллер «Пылающий». Картина южнокорейского режиссера Ли Чхан Дона удостоилась специального приза Международной федерации кинопрессы. Критики назвали ее лучшей на фестивале. В основу сюжета лег рассказ одного из самых известных японских писателей современности Харуки Мураками. Фильм рассказывает историю двух мужчин, которые влюблены в одну девушку. Но однажды главная героиня неожиданно исчезает. Чем «Пылающий» впечатлил лучших критиков? И почему картину нельзя пропустить? Расскажут Иван Корякин и Елена Иванова.

Главный герой картины Джон Су — начинающий писатель. Он вынашивает идею романа и перебивается случайными подработками. К жизни и окружающим относится равнодушно. Однажды герой встречает давнюю знакомую — загадочную и ветреную Хэ Ми. Завязывается роман, но девушка неожиданно уезжает путешествовать в Африку, а оттуда возвращается с новым любовником, богатым и представительным Беном.

Возлюбленный Хэ Ми водит ее в дорогие рестораны и ездит на синем Porsche, а еще готов мириться со всеми увлечениями девушки, в том числе и с ее другом Джон Су. История начинает напоминать любовный треугольник с налетом сюрреализма. Ведь у многих обеспеченных людей есть странности — Бен, например, в свободное время поджигает пустые теплицы. Об этом он сообщает Джон Су во время очередной тусовки, а вскоре после признания Хэ Ми исчезает, и фильм превращается в детективный триллер.

Как подчеркивают критики, сюжет «Пылающего» все два с половиной часа балансирует на грани реальности и выдумки. И все это при сложной структуре, которая больше напоминает не киносценарий, а роман. В фильме есть отсылки и к «Великому Гэтсби» Фицджеральда, и к «Шуму и ярости» Фолкнера. Каждый человек, по мнению режиссера, — неразгаданная тайна. И кинематографист заставляет зрителя обращать внимание на каждую деталь, отметила кинообозреватель «Ъ» Юлия Шагельман: «Это фильм, как шкатулка с секретом, в которой один в другом скрыто множество смыслов. Однако, наверное, главные из них — это одиночество и разобщенность. Эта лента действительно цепляет, причем это происходит не сразу. Он достаточно неторопливый, в нем, на первый взгляд, почти ничего не происходит. Однако в фильме есть внутреннее напряжение, которое проникает в зрителя».

Режиссер «Пылающего» Ли Чхан Дон — фигура для азиатского кино знаковая. Его новую работу в Каннах ждали восемь лет. Она оправдала ожидания критиков, которые суммарно поставили ей балл 4,8 из пяти возможных, но почему-то не впечатлила жюри.

Возможно, дело в том, что у Ли Чхан Дона уже есть одна каннская награда за лучший сценарий. Тем не менее, кинообозреватель «Российской газеты» Валерий Кичин уверен, что такие сильные фильмы на тему одиночества не появлялись больше полувека: «Не могу припомнить в мировом кинематографе со времен Антониони такой яркой картины, которая показала бы разобщенность людей, их непознаваемость, причем в самых простых, бытовых проявлениях. Это фильм, в котором ни в чем до конца нельзя быть уверенным. И общее ощущение зыбкости нашего существования передано в нем очень сильно».

Кстати, режиссер Ли Чхан Дон одно время был министром культуры Южной Кореи и не упустил возможность показать в фильме внутренние проблемы страны, не забыл он упомянуть и северных соседей.

а воплощение трагедии человеческого одиночества на социальном фоне он уже получил сравнение с Андреем Звягинцевым. К слову, российский режиссер в этот раз был по ту сторону баррикад — сидел в жюри Каннского фестиваля. Но голосовал ли он за своего южнокорейского коллегу, мы вряд ли когда-то узнаем.

На агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes «Пылающий» Ли Чхан Дона получил девять баллов из 10 возможных.

Вся лента