В ОЭЗ «Липецк» заливают опалубку

Австрийская Doka строит свой первый завод за пределами Евросоюза

Представители австрийской Doka GmbH заложили первый камень на строительстве завода по производству опалубки стоимостью около 500 млн руб. в особой экономической зоне «Липецк». За счет предприятия мощностью до 67,5 тыс. кв. м в год в компании рассчитывают занять до 15% российского рынка. Впрочем, на нем компании предстоит выдерживать жесткую конкуренцию в условиях падения спроса, и более перспективным может стать экспорт в страны СНГ, считают эксперты.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

В особой экономической зоне «Липецк» состоялась церемония закладки первого камня на строительстве завода Doka GmbH (проект реализует ООО «Дока Липецк»). Проект был одобрен на заседании экспортного совета ОЭЗ в ноябре 2017 года. Как сообщили “Ъ-Черноземье” в особой экономической зоне, для размещения завода предоставлена территория площадью 6 га. Площадь производственных помещений должна будет составить 3,5 тыс. кв. м. Объем инвестиций в строительство — €7 млн (около 500 млн руб.). Завод должен быть пущен в 2019 году, его предполагаемая мощность — до 67,5 тыс. кв. м опалубки в год. Активная фаза строительства должна начаться в течение июля, в компании обещают максимально привлечь к нему местных подрядчиков. На предприятии может быть создано 120 рабочих мест.

«Впервые за 150-летнюю историю компании мы организуем производство специально для клиентов на одном конкретном рынке и ожидаем значительного роста конкурентоспособности нашей компании в России»,— заявил в ходе открытия директор по производству и развитию Doka Людвиг Пекарек. Липецкий завод должен стать первой производственной площадкой Doka за пределами Евросоюза. В России у нее действует несколько торговых филиалов. Отечественный рынок, по мнению специалистов компании, обладает «гигантским потенциалом, в первую очередь в жилищном и коммерческом строительстве». Ранее, на этапе рассмотрения заявки в экспертном совете, в компании предполагали, что новое предприятие позволит Doka занять 15% отечественного рынка.

Doka GmbH (входит в концерн Umdasch Group) — один из лидеров на мировом рынке опалубочной техники для различных сфер строительства. Имеет более 160 филиалов в 70 странах мира. Общее число сотрудников — около 6,7 тыс. В производстве компания использует металл и композитные материалы. Члены правления — Людвиг Пекарек, Харальд Зибула, Герд Печура. Выручка в 2016 году — €1,28 млрд. По данным Kartoteka.ru, ООО «Дока Липецк» зарегистрировано в июле 2017 года. Уставный капитал — 38,3 млн руб. Полностью подконтрольно структурам головной компании.

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский отмечает, что российский рынок опалубки характеризуется «очень высоким уровнем конкуренции»: «В годы, когда рынок капитального строительства переживал пик подъема, спрос на опалубку рос в пределах 20–30% в год, создавая условия для развития ее производства. Сейчас рынок практически полностью делят российские производители, включая дочерние компании крупных зарубежных игроков. Среди лидеров — “Гелиос”, Peri, “Монолитстройкомплект”, “Техноком-БМ”, “Мекос”, “Крамос”, “Овако Логистик” и другие». По словам господина Жарского, до кризиса 2008 года в России присутствовал импорт опалубки, но сейчас его доля «стремится к нулю»: «Несмотря на все еще высокие темпы строительства, предложение на рынке в целом можно оценить как избыточное. Ситуацию усугубляет рост числа банкротств строительных компаний». В ходе банкротных процедур реализуется большое количество опалубки, а современная продукция выдерживает до 60 циклов заливки и может гарантированно служить до 12 лет, подчеркивает господин Жарский. Также, по его словам, в стране работает много организаций, предлагающих аренду опалубки по относительно невысоким ставкам, в пределах 5% стоимости, что также способствует сокращению спроса: «Doka выходит на российский рынок не в самый удачный момент. И для того чтобы окупить инвестиции в создание собственного производства, необходимо выстраивать вектор на развитие экспорта на рынки СНГ, Восточной Европы и, возможно, Азии, хотя там конкуренция еще жестче. С другой стороны, нельзя исключать рост спроса в пределах двух лет». Сроки окупаемости предприятия, по словам эксперта, при благоприятном сценарии могут составить четыре-шесть лет.

Аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов отмечает, что российские строительные компании зачастую предпочитают использовать более дешевую опалубку невысокого качества. По его словам, в сегменте качественной продукции Doka предстоит конкуренция прежде всего с немецкой Peri, а также рядом отечественных производителей.

Олег Мухин

Вся лента