Болельщики накормят рестораны и отели

Мундиаль

Мировое футбольное первенство принесло Петербургу не только новую инфраструктуру, но и возможность дополнительного заработка для сферы гостеприимства. По оценкам экспертов, доходность общепита в местах концентрации болельщиков может увеличиться на 50%, а некоторые рестораторы уже фиксируют троекратное увеличение выручки. Рост доходов также продемонстрируют сувенирные магазины, службы такси и владельцы арендного жилья.

Эксперты рынка полагают, что футбольное первенство позволит нарастить туристический поток в перспективе нескольких лет после турнира

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Андрей Семериков

Чемпионат мира по футболу стал для Петербурга самым крупным международным спортивным событием за последние 30 лет. Россия получила право провести мундиаль в 2010 году. Тогда же было решено, что матчи турнира пройдут в 11 городах на 12 стадионах. Петербург принимает семь матчей турнира: четыре на групповом этапе, по одному на стадии 1/8 финала и полуфинала, а также матч за третье место.

На организацию турнира, приведение в порядок всей городской инфраструктуры к мундиалю было потрачено около 150 млрд рублей. Из них 45 млрд рублей приходится на стадион "Санкт-Петербург" на Крестовском острове. Эксперты уверены, что впрямую говорить об окупаемости инвестиций не приходится, но проведение мундиаля будет иметь мультипликативный эффект.

По данным комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, во время чемпионата город посетят свыше 400 тыс. болельщиков. В первые три дня турнира Петербург, по данным агентства "Турстат", занял второе место (после Москвы) по посещаемости матчей.

Доходные ниши

По оценкам экспертов, самыми доходными в период проведения чемпионата станут предприятия сферы HoReCa (индустрии гостеприимства). По словам Владислава Фадеева, руководителя отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге, в наибольшей степени на влияние чемпионата рассчитывают рестораторы: высокий летний туристический поток окажется еще выше в период проведения мундиаля, кроме того, в барах и пабах будут смотреть матчи и жители Петербурга. Евгений Насиров, эксперт информационного агентства "Крединформ", подсчитал, что общий прирост выручки предприятий ритейла и общепита составит 10%.

По оценкам Леонида Гарбара, президента Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада, рост выручки заведений общественного питания, расположенных в центре Петербурга на путях перемещения групп футбольных болельщиков, может доходить до 50%.

Колоссальный рост выручки в своих заведениях, начиная с первого дня мундиаля, зафиксировал Андрей Александров, совладелец спорт-бара "Трибуна" и кафе The Buddy. "В спорт-баре "Трибуна" на Думской улице сформировалась своеобразная фан-зона, а выручка уже выросла в три-четыре раза. В кафе The Buddy рост составил 30%. По нашим наблюдениям, сейчас около 80% посетителей в "Трибуне" — иностранцы. Они приходят большими компаниями и не экономят на напитках и снеках. Отмечу, что трафик гостей не ослабевает и между прямыми трансляциями. К нам приходят посмотреть повторы матчей",— рассказывает господин Александров. Атмосфера футбольного карнавала, царящая в центре Петербурга, дает основания полагать, что это будет один из самых успешных периодов для ресторанного рынка нашего города, прогнозирует он.

Однако Анна Лапченко, руководитель отдела Street Retail Knight Frank St. Petersburg, не столь оптимистична и обращает внимание на небывалую активность города в части демонтажа летних террас ресторанов, построенных без согласования. "С точки зрения развития ритейла снос террас — это не всегда правильно. Для большинства ресторанов это может означать снижение оборотов заведения, так как терраса для посетителей является одним из основных критериев выбора места обеда или ужина в летнее время,— рассуждает Анна Лапченко.— Предполагаю, что это связано с ожиданием наплыва большого количества болельщиков, который добавится к сезонному росту туристических потоков, и желанием городских властей избежать пробок и заторов в местах, где террасы препятствуют свободному проходу пешеходов".

По ее словам, многие заведения общественного питания возлагают большие надежды на чемпионат мира. Однако ожидать сверхприбыли по всем сегментам рынка не стоит. "Учитывая усиленные меры по обеспечению безопасности для гостей города, ограничение продажи алкоголя вблизи фан-зон во время проведения турнира, а также задержки выдачи разрешений на реконструкцию встроенных коммерческих помещениях, например, на замену витрин в помещениях на основных магистралях и демонтаж несогласованных террас у многих ресторанов, заработать смогут не все",— отмечает госпожа Лапченко.

По мнению Андрея Косарева, генерального директора Colliers International в Санкт-Петербурге, хорошо заработать во время чемпионата смогут службы такси, сувенирные магазины, турфирмы и экскурсионные провайдеры, а также владельцы жилья, сдаваемого в аренду.

Переоцененное гостеприимство

По подсчетам Евгения Насирова, показатель доходности в гостиничном секторе Петербурга может достигнуть отметки в 2 млрд рублей, а наиболее прибыльными сегментами во время мирового первенства будут хостелы и гостиницы категории "три" и "четыре звезды", так как они имеют наибольшее количество номеров.

Татьяна Веллер, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL, полагает, что влияние чемпионата мира на гостиничный рынок будет различаться по сегментам рынка. "Основная масса спроса в период мундиаля будет направлена в более бюджетные сегменты гостиничного предложения: большая часть приезжающих на матчи — это болельщики, тогда как процент высокобюджетного спроса — команд и их персонала, спонсоров — не так велик в общем объеме,— рассказывает госпожа Веллер.— В июне и июле загрузка качественного гостиничного фонда в Петербурге может приблизиться к 100%: в последние годы средние показатели в эти месяцы не опускались ниже 80%. В свою очередь, ADR (средний тариф) в среднем за эти месяцы может продемонстрировать рост в пределах 50-75% по аналогии с динамикой гостиничных рынков трех предыдущих чемпионатов мира".

Наталия Киреева, руководитель отдела исследований рынка компании Maris Properties в ассоциации с CBRE, настроена более критично и считает, что многие туристы отложили свои поездки в Санкт-Петербург на другое время. "Во-первых, цены в отелях максимальны, во-вторых болельщики создают не очень комфортные условия для осмотра города и достопримечательностей. Чемпионат мира проходит в самый пик высокого сезона, и большинство отельеров считает, что лучше бы был обычный высокий сезон без футбольных баталий",— комментирует госпожа Киреева.

Петербургские отельеры действительно надеялись заработать в период проведения чемпионата, но уже весной стало понятно, что сверхприбыли ждать не стоит. "Те, кто делал ставку на Match Accommodation, официального дистрибутора гостиничных номеров в период проведения чемпионата мира по футболу, оказались с большей частью аннулированных броней за два месяца до соревнований. А это достаточно короткий срок для того, чтобы обеспечить заполняемость отеля в высокий сезон, да еще и по завышенной цене. Отели, которые самостоятельно работали с болельщиками или турагентствами, планировали заработать, сдавая номера по ценам в четыре-пять раз выше, чем во второй половине июля, когда чемпионат уже закончится. Но оказалось, что болельщик не столь платежеспособен",— поясняет Блейк Андерсон-Бунтз, генеральный директор Hospitality Management.

По его оценкам, за неделю до мундиаля более 65% гостиниц Петербурга располагали свободными номерами. "Полностью заполнено было около 30% гостиниц категории "три звезды", в категории "четыре звезды" бронирование закрыто у 25% гостиниц, а в пятизвездочных отелях практически все готовы были предложить гостям размещение",— резюмирует господин Андерсон-Бунтз.

Корреспондент Guide изучил сайт booking.com и нашел более 4 тыс. вариантов размещения (отели и апартаменты) в Петербурге в дни проведения матчей. Кроме того, сервис Airbnb, на котором в аренду сдаются частные квартиры, также изобиловал вариантами по приятным ценам.

Отдаленный эффект

Эксперты рынка полагают, что футбольное первенство позволит нарастить туристический поток в перспективе нескольких лет после турнира. Евгения Тучкова, заместитель директора департамента консалтинга Colliers International в Санкт-Петербурге, считает что мундиаль станет витриной туристической привлекательности нашей страны для всего мира и поможет оставить у иностранцев впечатление о России как о месте, в которое хочется снова приехать. В Colliers International предполагают, что чемпионат будет способствовать росту въездного туризма и стимулировать иностранцев на совершение покупок на территории России. "Ожидается, что тенденция роста потока иностранных туристов получит продолжение и в последующие годы, тем более что для этого имеются все предпосылки. С 1 января 2018 года начал действовать закон о введении tax free в России, с 10 апреля система возврата налога была запущена в пилотном режиме",— отмечает госпожа Тучкова.

Вся лента